Человек в социокультурных типах философии
Материалы / Человек в социокультурных типах философии
Страница 12

В гносеологии просветители поддерживали сенсуализм - обязательный компонент эмпиризма. Один из наиболее выдающихся французских философов-сенсуалистов Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780) в теории познания следовал за Локком, однако отрицал существование другого, помимо ощущений, источника знаний. Преувеличение субъективности ощущений в итоге привело Кондильяка к выводам, близким к субъективному идеализму. В одном из своих важнейших произведений - "Трактате об ощущениях" - Кондильяк пишет "Человек есть ни что иное, как то, что он приобрел". И очень просто и доходчиво решает главную загадку человека: "Деятельность наших способностей зависит от сравнения наших удовольствий и страданий, т.

е. от наших потребностей. Следовательно, последним мы обязаны тем счастьем, которым наслаждаемся. Сколько у нас потребностей, столько наслаждений . Здесь зародыш всего того, чем мы являемся, источник нашего счастья или злополучия. Таким образом, единственное средство изучить самих себя заключается в том, чтобы наблюдать влияние этого начала!"

В "Трактате об ощущениях" Кондильяк доказывает основные теоремы сенсуализма используя в качестве модели абстрактно существующую статую, последовательно награждаемую всей гаммой человеческих ощущений и именно этим путем постигающую окружающий мир. Это дает Кондильяку основание заявить: "Жить это, собственно, наслаждаться, и жизнь длиннее для тех, кто умеет умножать предметы своего наслаждения".

Также Кондильяк учит, что "в каждом человеке имеется как бы два Я: привычное Я (le moi d`habitude) и размышляющее, сознательное Я (le moi d`reflexion). Первое . управляет нашими животными способностями, второе . заботится о приращении нашего счастья".

Под большим воздействием французских просветителей находились французские материалисты, с которыми Вольтер и Руссо и сотрудничали, и полемизировали.

Французский материализм XVIII века в лице Дени Дидро (1713-1784), Жюльена Ламетри (1709-1751), Поля Гольбаха (1723-1789), Клода Гельвеция (1715-1771) явился высшей ступенью развития механистического материализма. Эти философы стояли на вершине научных знаний того времени и были названы энциклопедистами, т.к. издали 35 томов Энциклопедии, вобравшей в себя "все достижения знания".

Энциклопедисты одними из первых выступили против субъективного идеализма, и, опираясь на достижения естественных наук, сумели дать развернутое философское определение материи. Поль Гольбах в "Системе природы" говорил о двух основных свойствах материи:

1) независимости от сознания

2) воздействии на чувства человека

Французские материалисты вывели, что "движение - это способ существования . и нет и не может быть нематериального движения".

Несмотря на это, энциклопедисты продолжали оставаться метафизиками, ибо само движение сводилось ими к различному сочетанию между собой простейших элементов тел. Для материалистов XVIII века был характерен и антиисторизм: мир неизменен, свое завершение он нашел в человеке и законы природы не подлежат дальнейшему развитию. Развитие же общества ставилось материалистами в зависимость от развития идей и даже личных настроений - "мнения правят миром".

Французские материалисты дали ценную концепцию человека как продукта общественной среды. Концепция энциклопедистов видит путь к обществу равных людей в уничтожении социального неравенства, но как это сделать - ответа не дает.

Тем временем в Германии бушевали исторические перемены. Ряд причин вынудил немецкую буржуазию на компромисс с феодалами; буржуазия и хотела власти и боялась остаться один на один с пролетариатом после ликвидации феодализма.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...