Человек в социокультурных типах философииМатериалы / Человек в социокультурных типах философииСтраница 12
В гносеологии просветители поддерживали сенсуализм - обязательный компонент эмпиризма. Один из наиболее выдающихся французских философов-сенсуалистов Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780) в теории познания следовал за Локком, однако отрицал существование другого, помимо ощущений, источника знаний. Преувеличение субъективности ощущений в итоге привело Кондильяка к выводам, близким к субъективному идеализму. В одном из своих важнейших произведений - "Трактате об ощущениях" - Кондильяк пишет "Человек есть ни что иное, как то, что он приобрел". И очень просто и доходчиво решает главную загадку человека: "Деятельность наших способностей зависит от сравнения наших удовольствий и страданий, т.
е. от наших потребностей. Следовательно, последним мы обязаны тем счастьем, которым наслаждаемся. Сколько у нас потребностей, столько наслаждений . Здесь зародыш всего того, чем мы являемся, источник нашего счастья или злополучия. Таким образом, единственное средство изучить самих себя заключается в том, чтобы наблюдать влияние этого начала!"В "Трактате об ощущениях" Кондильяк доказывает основные теоремы сенсуализма используя в качестве модели абстрактно существующую статую, последовательно награждаемую всей гаммой человеческих ощущений и именно этим путем постигающую окружающий мир. Это дает Кондильяку основание заявить: "Жить это, собственно, наслаждаться, и жизнь длиннее для тех, кто умеет умножать предметы своего наслаждения".
Также Кондильяк учит, что "в каждом человеке имеется как бы два Я: привычное Я (le moi d`habitude) и размышляющее, сознательное Я (le moi d`reflexion). Первое . управляет нашими животными способностями, второе . заботится о приращении нашего счастья".
Под большим воздействием французских просветителей находились французские материалисты, с которыми Вольтер и Руссо и сотрудничали, и полемизировали.
Французский материализм XVIII века в лице Дени Дидро (1713-1784), Жюльена Ламетри (1709-1751), Поля Гольбаха (1723-1789), Клода Гельвеция (1715-1771) явился высшей ступенью развития механистического материализма. Эти философы стояли на вершине научных знаний того времени и были названы энциклопедистами, т.к. издали 35 томов Энциклопедии, вобравшей в себя "все достижения знания".
Энциклопедисты одними из первых выступили против субъективного идеализма, и, опираясь на достижения естественных наук, сумели дать развернутое философское определение материи. Поль Гольбах в "Системе природы" говорил о двух основных свойствах материи:
1) независимости от сознания
2) воздействии на чувства человека
Французские материалисты вывели, что "движение - это способ существования . и нет и не может быть нематериального движения".
Несмотря на это, энциклопедисты продолжали оставаться метафизиками, ибо само движение сводилось ими к различному сочетанию между собой простейших элементов тел. Для материалистов XVIII века был характерен и антиисторизм: мир неизменен, свое завершение он нашел в человеке и законы природы не подлежат дальнейшему развитию. Развитие же общества ставилось материалистами в зависимость от развития идей и даже личных настроений - "мнения правят миром".
Французские материалисты дали ценную концепцию человека как продукта общественной среды. Концепция энциклопедистов видит путь к обществу равных людей в уничтожении социального неравенства, но как это сделать - ответа не дает.
Тем временем в Германии бушевали исторические перемены. Ряд причин вынудил немецкую буржуазию на компромисс с феодалами; буржуазия и хотела власти и боялась остаться один на один с пролетариатом после ликвидации феодализма.
Смотрите также
Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в
современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах:
классический марксизм, нашедший отражение в труд ...
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...