Человек в социокультурных типах философии
Материалы / Человек в социокультурных типах философии
Страница 14

Главная задача марксизма сегодня - восстановление критически-творческого отношения к самому себе.

Неклассическая философия европейского типа привнесла в развитие философского понятия о человеке ряд позитивных моментов, например, поворот к человеку, экзистенциальность, обращение к проблемам его индивидуального мироощущения и существования, обвинение всей предшествующей философии в отчужденности от человека. Экзистенциалист Жан-Поль Сартр (1905-1980) в произведении "Экзистенциализм - это гуманизм" высказывался о самоосознании человека: "Человек - прежде всего проект, который переживается субъективно .

Я отвественнен, таким образом, за себя самого и за всех, и создаю определенный образ человека, который выбираю: выбирая себя, я выбираю человека вообще . Мы одиноки, и нам нет извинения. Это и есть то, что я выражаю словами. Человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал; и все-таки свободен, потому что однажды брошенный в мир отвечает за все, что делает."

Однако сознательный фон, на котором развивался экзистенциализм, был мрачен, что заставило именовать в ряде случаев "очеловеченную философию" "философией страха". Один из основных мыслителей-экзистенциалистов Альбер Камю (1913-1960) писал: "есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить . стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить, - значит, ответить на фундаментальный вопрос философии".

Сегодня популярно и такое течение как постмодернизм, отрицающий все достижения классической философии и обращающий их в nihil (ничто) и делающий вывод о близком конце истории и человека. Тем не менее, далеко не все философское пространство заполнено неклассической и постмодернистской философией. Развиваются и живут классические философские направления, а значит, о конце философии как науки и тем более человека в ней говорить пока рано.

Особое место в философском наследии занимает русская философия, исследованная гораздо хуже восточной и европейской. Ее отличительными чертами являются "философствование о судьбе России"; мессианская идея особого пути и места России; стремление придать философии преобразующий характер; ориентация философствования на всеобщее, "тотальное". Если русский философ и обращался к проблеме не всей страны, а отдельно взятого человека или просто человека как такового, что человек в итоге все равно оказывался частью "особого" русского общества. Это объясняется некоторыми чертами общинности, русским менталитетом, и радует тем, что на русской почве концепции "сверхчеловека" никогда не появлялись и не могли бы появиться.

Оценивая развитие марксизма в постреволюционной России мы сталкиваемся с парадоксом: с одной стороны, диалектический и исторический материализм имел все шансы для плодотворного развития и эволюции; с другой - официозная философия все больше догматизировалась и превращалась в "служанку политики". Были "отдифференцированы" учение об обществе от онтологии, диалектики, теории познания; причем при этом человековедческая проблематика практически исчезла .

Показательно, что в "Философской энциклопедии" и философских словарях того времени мы не обнаруживаем термина "смысл жизни". Возобладавший в обществе остаточный подход к развитию социальной сферы жизни откликнулся в самой философии остаточным подходом к проблематике человека, оттеснением ее все дальше на периферию философского знания. Тем не менее, несмотря на все препоны, в данный момент идет накопление прогрессивных идей для последующего взлета философского знания.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...