Человек в социокультурных типах философии
Материалы / Человек в социокультурных типах философии
Страница 11

Критику рационализма Декарта с позиций сенсуализма представляли собой философские взгляды английских материалистов XVII века - Томаса Гоббса (1588-1679) и Джона Локка (1632-1704). Гоббс создал систему механического материализма, отрицая субстанциональное бытие души, сводя и объясняя всю человеческую жизнедеятельность законами механики, утверждая то, что человек -- лишь механизм. Гоббс - сторонник теории общественного договора; она считал, что государство учреждается в целях всеобщего мира и личной безопасности каждого. По Гоббсу, в основе нравственности лежит естественный закон человеческой природы - стремление к самосохранению, а ценности определяются отношением к благу - предмету желания человека, которым является гражданский мир.

Другой английский материалист -- Джон Локк отмечал огромную роль внешнего опыта в процессе познания и характеризовал душу человека при его рождении с помощью древнего образа "чистой доски" (tabula rasa), которая за время жизни наполняется все новым содержанием. Локк также поддерживал теорию общественного договора и выступил как один из предтеч классического либерализма.

Тем не менее, в XVII веке еще была жива декартовская традиция, развитая рядом философов, в том числе Бенедиктом Спинозой (1632-1677). Спиноза преодолевает декартовский дуализм, приходя к единой субстанции -- Богу, который и есть природа как причина самой себя (natura est causa sui). Главный труд Спинозы - "Этика, доказанная в геометрическом порядке"-- все его части подчинены проблеме человека и его поведения. Эту проблему Спиноза решает, исходя из своего понимания субстанции как бога-природы. Природа свободна, ибо все ее действия проистекают из собственной необходимости, которая господствует в мире, распространяясь и на человека. И насколько человек способен своим разумом постичь эту необходимость, настолько он свободен - "Свобода есть осознанная необходимость". В "Этике" Спиноза пишет: "Люди . поскольку они живут по руководству разума, необходимо делают только то, что хорошо для человеческой природы, а, следовательно, и для каждого отдельного человека, то есть согласно с природой каждого человека. Следовательно, и сами люди, поскольку они живут по руководству разума, необходимо всегда сходны друг с другом". "Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать", - главное этическое требование Спинозы.

В XVIII веке идеологи английской буржуазии, несущие прежде знамя материализма, перешли на позиции идеализма, который обрел "второе дыхание" в субьективном идеализме Джорджа Беркли и Давида Юма. Субьективный идеализм зафиксировал в специфическом виде уже имевшиеся творческие успехи человека, человеческого ума, и выразил (хотя и в гипертрофированном виде) идею демиургической роли человека по отношению к внешнему миру.

В XVIII веке на авансцену выходит Франция. Просвещение как философско-политическое течение объединило всех прогрессивных мыслителей. Главными идеологами Просвещения во Франции были Франсуа Вольтер и Жан-Жак Руссо.

Вольтер (настоящее имя - Аруэ Франсуа Мари, 1694-1778), деист. Его Бог - великий инженер, создавший физический миропорядок и вечные заповеди - главные законы для человека. Все остальное, что есть в религиях - суеверие. Ответственность за историю человечества целиком лежит на самих людях. Вольтер учил, что каждый из людей имеет полное право на то, чтобы его естественные права уважали; все люди равны в правах и имеют право на свободу мысли.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал человека ответственным за собственные заблуждения, признавая при этом врожденность моральных принципов человека - естественность человеческого стремления к добру и справедливости. Главной Руссо считал идею равенства и свободы. Руссо первым поставил важнейшую проблему социальной философии - проблему отчуждения. Основой отчуждения человека от человека у Руссо является частная собственность.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...