Человек в социокультурных типах философии
Материалы / Человек в социокультурных типах философии
Страница 11

Критику рационализма Декарта с позиций сенсуализма представляли собой философские взгляды английских материалистов XVII века - Томаса Гоббса (1588-1679) и Джона Локка (1632-1704). Гоббс создал систему механического материализма, отрицая субстанциональное бытие души, сводя и объясняя всю человеческую жизнедеятельность законами механики, утверждая то, что человек -- лишь механизм. Гоббс - сторонник теории общественного договора; она считал, что государство учреждается в целях всеобщего мира и личной безопасности каждого. По Гоббсу, в основе нравственности лежит естественный закон человеческой природы - стремление к самосохранению, а ценности определяются отношением к благу - предмету желания человека, которым является гражданский мир.

Другой английский материалист -- Джон Локк отмечал огромную роль внешнего опыта в процессе познания и характеризовал душу человека при его рождении с помощью древнего образа "чистой доски" (tabula rasa), которая за время жизни наполняется все новым содержанием. Локк также поддерживал теорию общественного договора и выступил как один из предтеч классического либерализма.

Тем не менее, в XVII веке еще была жива декартовская традиция, развитая рядом философов, в том числе Бенедиктом Спинозой (1632-1677). Спиноза преодолевает декартовский дуализм, приходя к единой субстанции -- Богу, который и есть природа как причина самой себя (natura est causa sui). Главный труд Спинозы - "Этика, доказанная в геометрическом порядке"-- все его части подчинены проблеме человека и его поведения. Эту проблему Спиноза решает, исходя из своего понимания субстанции как бога-природы. Природа свободна, ибо все ее действия проистекают из собственной необходимости, которая господствует в мире, распространяясь и на человека. И насколько человек способен своим разумом постичь эту необходимость, настолько он свободен - "Свобода есть осознанная необходимость". В "Этике" Спиноза пишет: "Люди . поскольку они живут по руководству разума, необходимо делают только то, что хорошо для человеческой природы, а, следовательно, и для каждого отдельного человека, то есть согласно с природой каждого человека. Следовательно, и сами люди, поскольку они живут по руководству разума, необходимо всегда сходны друг с другом". "Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать", - главное этическое требование Спинозы.

В XVIII веке идеологи английской буржуазии, несущие прежде знамя материализма, перешли на позиции идеализма, который обрел "второе дыхание" в субьективном идеализме Джорджа Беркли и Давида Юма. Субьективный идеализм зафиксировал в специфическом виде уже имевшиеся творческие успехи человека, человеческого ума, и выразил (хотя и в гипертрофированном виде) идею демиургической роли человека по отношению к внешнему миру.

В XVIII веке на авансцену выходит Франция. Просвещение как философско-политическое течение объединило всех прогрессивных мыслителей. Главными идеологами Просвещения во Франции были Франсуа Вольтер и Жан-Жак Руссо.

Вольтер (настоящее имя - Аруэ Франсуа Мари, 1694-1778), деист. Его Бог - великий инженер, создавший физический миропорядок и вечные заповеди - главные законы для человека. Все остальное, что есть в религиях - суеверие. Ответственность за историю человечества целиком лежит на самих людях. Вольтер учил, что каждый из людей имеет полное право на то, чтобы его естественные права уважали; все люди равны в правах и имеют право на свободу мысли.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал человека ответственным за собственные заблуждения, признавая при этом врожденность моральных принципов человека - естественность человеческого стремления к добру и справедливости. Главной Руссо считал идею равенства и свободы. Руссо первым поставил важнейшую проблему социальной философии - проблему отчуждения. Основой отчуждения человека от человека у Руссо является частная собственность.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...