Человек в социокультурных типах философииМатериалы / Человек в социокультурных типах философииСтраница 8
Сократ (470-399 до н.э.) первым поставил в развернутом виде вопрос "Что есть благо?". При этом он отвергает всю натурфилософию (часть философии, занимающуюся изучением природы) как излишнюю для познания человека, и призывает сосредоточиться на обществоведения. Таким образом, философия превращается в науку о добре и зле.
По Сократу (который сам ничего не писал, а учил мудрости в общественных местах); душа - суть человека и больше, чем тело, нуждается в попечении. Девизом философии Сократа стало "Познай самого себя" - надпись над входом в храм Аполлона в Дельфах. Сократический метод со всем арсеналом своих приемов (ирония, майевтика, индукция) имел своей целью заставить человека заглянуть в самого себя.
Себя Сократ уподоблял повивальной бабке, присутствующей при рождении истины; так как никогда не навязывал знания собеседнику, а пытался построить его вместе с ним. Другим девизом Сократа было "Я знаю, что ничего не знаю". Ирония расчищает душу .Сократ искал устойчивые нравственные формы, на которые может опереться душа человека для совершенствования. Добродетель - способ бытийствования, делающий человека тем, чем его должно быть: если человек знает, что есть благо, ему не захочется плохого. Главные добродетели, по Сократу, - мужество, мудрость и справедливость. Сократ придерживается мнения, что тело - "могила души", умирает тело, начинает жить душа. Важными для понимания путей развития античного человековедения явились, с одной стороны, стоицизм, с другой - эпикуреизм.
Стоицизм (в Греции - в III-I вв. до н.э. - Зенон Китийский, Клеанф, Хрисипп; в Риме - в I-II вв. н.э. - Сенека, Эпиктет. Марк Аврелий) продолжает рассматривать философию как науку о мудрости, но мудрости, отличной от сократовской. У Сократа человек стремиться к счастью, человек у стоиков не может к нему стремиться, ибо над ним тяготеет неотвратимый рок, в качестве которого выступает окружающий мир (и природный, и социальный). Идеал такого человека - безмятежность, апатия, безразличие ко всему происходящему вне его. Подобный пессимизм связан с эпохой распада привычного мира ценностей, в том числе разложения нравов. Сенека был современником Нерона - одного из самых развращенных римских императоров. Сенекой широко обсуждалось рабство. Он, по-своему, оправдывает этот позор - рабами становятся только те, у кого нет мужества умереть. Сенека приводит в пример мальчика-спартанца, которого хотели сделать рабом, но он разбил себе голову о стену с криком: "Я не раб!". Сенека широко понимает рабство, топя позор рабства социального в рабстве бытовом, которое присуще всем нам, как рабство перед пороками, страстями, вещами. "Нет рабства позорнее добровольного" - уверяет Сенека и тут же говорит о том, что лучшая часть раба - душа, свободна от рабства и господин может распоряжаться только телом своего раба. Фактически это определение толкает на отделение души от тела, то есть самоубийство, которое Сенека, как и все стоики, оправдывал. Сенека писал Лукрецию: «Если тело не годиться для своей службы, то почему бы не вывести на волю измученную душу?" И может быть, это следует сделать немного раньше должного, чтобы в должный срок не оказаться бессильным это сделать.
Другой римский философ, он же император Марк Аврелий (года правления - 160-180 гг.), видя, как кончаются прахом все его попытки реформировать римское общество, в сердцах сформулировал основной тезис стоицизма: «Какой-то рок тяготеет над всеми моими начинаниями!".
В найденных после смерти Марка Аврелия записках, составивших философское сочинение, условно названное "Наедине с собой" (или "К самому себе") Марк Аврелий пишет: "Оглянись назад - там безмерная бездна времени, взгляни вперед - там другая беспредельность". Перед этой беспредельностью времени одинаково ничтожны и самая долгая и самая короткая человеческая жизни. Марк Аврелий как никто остро осознавал ничтожество всего: "Ничтожна жизнь каждого, ничтожен тот уголок земли, где он живет; вся Земля есть только точка" .
Смотрите также
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...