Дантовы координаты - координаты
отрицанияОсновы философии / Дантовы координаты - координаты
отрицанияСтраница 2
Я высшей силой, полнотой всезнания И первою любовью сотворен.
(Ад, Ш, 5-6)
И даже само имя Властителя Ада реализует тот же модуль: Светоносец (Люцифер) ста новится родителем и повелителем мрака. Здесь страсть к добру вывернута наизнанку и существует как ненависть к злу (Ад, XX , 28).
Парадоксальная антиномичность метрики "нетленной геометрии" с особой наглядностью демонстрируется топологией последнего отрезка пути Данте и Вергилия по телу Люцифера:
. мой вожатый
.стал спускаться вниз, с клока на клок,
Меж корок льда и грудью волосатой.
Когда мы пробирались там, где бок,
Загнув к бедру, дает уклон пологий,
Вождь, тяжело дыша, с усилием лег
Челом туда, где прежде были ноги,
И стал по шерсти подыматься ввысь,
Я думал - вспять, по той же вновь дороге.
Учитель молвил: "Крепче ухватись .
Вот путь, чтоб нам из бездны зла спастись"
Это место "Божественной комедии" вызвало множество толкований вплоть до того, какое дает П.Флоренский в "мнимостях геометрии", считающий, что Дантово пространство по строено по типу эллиптической геометрии и вселенная Данте основывается на неэвклидовой геометрии (см. [9]. С.53). Возможно, что так оно и есть. Только вряд ли флорентийский поэт ХШ-Х IY веков задумывался об аксиомах и постулатах какой-либо конкретной (мате риальной) геометрии. Мне представляется, что ближе к истине в толковании этого места М.К.Мамардашвили, который в своих лекциях "Психологическая топология пути", посвя щенных анализу онтологии сознания в романе Марселя Пруста "В поисках утраченного вре мени", говорит, что этот переворот в точке, "где гнет всех грузов отовсюду слился" (Ад, ХХХ IY , 111), означает изменение понимания Данте мира. Спускаясь в Ад, Данте имел один мир, знал один мир, а вернувшись - другой. Тот был не понятый, а этот понятый (см.[10]. С.22-23).
Дантово пространство - это пространство души. Понятие о пространстве души для Дан те не метафора, ибо душа для него, как и для всей древней и средневековой культуры, реальность. Поэтому она имеет свое место, о чем пишет Платон (Тимей, 88 в), у нее свой тип движения, о чем подробно пишет Плотин (см. [11]. С.715-716). Об этом находим у Псевдо-Дионисия Ареопагита: "А относительно души известно, что, когда отвратившись от внешнего мира, она обращается внутрь себя самой и сосредоточивает воедино свои духовные силы, то тогда она движется кругообразно, поскольку (вращаясь внутри себя) как бы по кругу, она обретает свободу от множественности внешнего мира" (Божественные имена, 705 А, см. [12]). Вот откуда круги Ада, вот откуда спираль Чистилища (ибо когда душа дви жется к Богу, она, утверждает Дионисий, движется спиралеобразно). "Неоплатонические источники, устанавливающие соответствие между звездным небом и миром идеи, - отмеча ет А.Л.Доброхотов, - подсказали Данте способ совмещения пространственного пути героя и внутреннего движения его души и духа" ([6]. С. 155). Я бы сказал, что здесь действует скорее не подсказка, а общее понимание архитектоники "нетленной геометрии" культурой того времени. Но только в отличие от выражения ее в трактатах, которые после того, как Декарт "запретил" мыслить душу (ум, мысль, сознание) в пространственных терминах, потеряли свою теоретическую убедительность, воплощение ее в Дантовой поэме, сохранив шей свою художественную убедительность, не потеряло своего смысла. Более того, в эпоху разложения "картезианской формации" [13], становления "нового сознания" [14], разработки "новой рациональности" [2] понимание пространства души Данте в "Божественной комедии" приобретает инспирирующую силу.
Смотрите также
Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в
современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах:
классический марксизм, нашедший отражение в труд ...
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...