Дантовы координаты - координаты отрицания
Основы философии / Дантовы координаты - координаты отрицания
Страница 1

"Божественная комедия" Данте Алигьери подобна величественному миру космоса, перед которым стоит человек. Известный итальянский литературовед прошлого века Франчес ка Де Санктис назвал "Божественную комедию" подлинной энциклопедией и национальной "Библией" ([8]. С. 216-217), в которой в концентрированном поэтическом виде выразилось представление эпохи о себе, о человеке, о мире. И не только эпохи средневековой, ибо "в соз дании этого гигантского здания принимают участие все эпохи и все формы, слитые воедино и "крещенные", проникнутые единой идеей: идеей христианства", - справедливо отмечает Де Санктис ([8].

С.189).

Что же это за идея? Это идея спасения души. Путь души через страдания и скорби земной жизни, жизни неподлинной, к очищению и обновлению, к подлинной жизни души на небесах - это путь спасения, как считала христианская культура. Этому пути соответствуют три мира жизни души - ад, чистилище и рай. Эта концепция средневекой культуры строит и движет мир "Божественной комедии", который в первом и буквальном смысле выступает как видение "того света". Но в отличие от множества подобных описаний "нездешнего мира", которыми была полна литература средневековья, поэма Данте не просто рисует аллегорическую картину "того света", в ней воссоздана "нетленная геометрия и логика творчества, воплощенная в трех христианских мирах; она - град Божий, в котором отражен город чело века во всей конкретности места и времени; она - неподвижная богословская сфера, внутри которой бушуют человеческие страсти" ([8]. С.217. Курсив мой -В.К.). Де Санктис про изнес, на мой взгляд, ключевое слово в отношении Дантова мира - "нетленная геометрия" пространства духовной жизни. Не случайно и сам Данте в конце поэмы сравнивает себя с геометром, который оказавшись перед Высоким светом Бога, представшим как "три равно-емких круга, разных цветом" ("Рай" ХХХШ, 117), решает задачу квадратуры круга и не может ее разрешить.

Весь мир поэмы Данте построен в терминах пространства: "Яви мне путь!" - взывает Дан те к Вергилию, и Вергилий становится проводником Данте: "Он двинулся, и я ему вослед". Структура каждого из трех миров, через которые проходит Данте, сугубо пространственна: преддверие Ада, круги Ада, пояса, стены, щели, бездна, колодец и т.д. в Аду; уступы, врата, круги горы Чистилища; сферы планет, сфера неподвижных звезд, амфитеатр Розы Эмпирея в Раю - все создает зримую пространственную архитектонику нетленного мира.

Все созданное Богом имеет свое место, свое предназначение в мире. Место души - Эмпе-рей, куда она устремляется легко и свободно, при условии если она очищена от груза грехов. Поэтому способ ее поведения в "нетленной геометрии" пространства духовной жизни - спа сение. А ради этого душа должна отказаться от . - круги Ада показывают нам, от чего она должна отказаться. Она должна покаяться и очистить себя от . - уступы Чистилища показывают нам, в чем она должна покаяться и от чего она должна воздержаться. Даже в небесах Рая, где все равно блаженны, но все-таки и там есть иерархия небес, и потому даже и здесь душа должна вести себя от меньшего блаженства к большему. Только в самом конце:

. в мой разум грянул блеск с высот, Неся свершенья всех его усилий.

(Рай, ХХХШ, 140-142)

Принцип архитектоники "нетленной геометрии" - уйти, чтобы прийти, отказаться, чтобы получить, воздержаться, чтобы насладиться, наконец, спуститься (в Ад), чтобы подняться (в Рай, к вечному свету). Модуль этой "нетленной геометрии" определяет всю архитектуру Ада, о чем он сам свидетельствует:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...