Тит Лукреций Кар
Страница 2

«В основе размножения лежит все тоже наличие в природе бесконечного количества первоначал, одинаковых по форме и другим свойствам. Именно поэтому в природе не мыслимы единичные вещи. Если допустить существование такой вещи, то из этого неизбежно следует, что количество образовавших ее первоначал конечно на всем протяжении бесконечной вселенной. Но тогда возникает вопрос, каким образом это конечное число первоначал собралось в одной точке вселенной, чтобы образовывать эту единственную вещь. Это, конечно, невозможно, и в действительности должно происходить обратное: если известные первоначала существуют в ограниченном количестве, … то тогда их вечно рассеивать будут, в стороны врозь разнося, материи разные токи, так что они никогда не смогут, сойдясь и сплотившись, ни удержаться в связи меж собой, ни расти, умножаясь».

Из этого отрывка можно выделить следующее, что нужно условие и место для того, чтобы произошло соединение первоначал, таким местом может служить природа. Соединяясь, первоначала образуют организмы, различные части тела и растения, и их соединение зависит от того какие условия существуют в природе.

Способность к размножению, свойственная всем организмам, этот неуемный поток жизни и создает то, что «никогда нельзя смертоносным движеньям жизни навек одолеть и ее истребить совершенно». Организмы, как и все тела в природе, достигнув зрелости, стареют и разрушаются, «и движенья, что жизнь создают и способствуют росту, вечно созданья свои сохранять нерушимо не могут». Отсюда вековечная война между животворными и смертоносными силами природы.

Чередование жизни и смерти – неизбежный, закономерный и благотворный процесс. Жизнь и смерть – две стороны одного и того же явления – извечного, непрекращающегося круговорота и материи во вселенной. Все тела вселенной смертны и постепенно приходят в ветхость и разрушаются. Достигнув предельной вершины своего роста и пройдя через период возмужалости, организм начинает подвергаться ломке, жизнь постепенно приходит в упадок. Чем крупнее оказался организм к концу своего разрастанья, тем более он теряет первоначал. Пища, которая теперь нелегко и лишь слабой струей растекается по жилам, не восполняет убыли. Кроме того, подвергаясь непрерывным толчкам со стороны потоков извне, он разрушается еще быстрее. Так наступает смерть организма. Одни только первоначала бессмертны и, сочетаясь каждый раз заново, создают по вековечным законам своего движения и сцепления все новые и новые индивидуальные тела того же рода. Если бы это было не так, - спрашивает Лукреций, - как и откуда тогда возрождает Венера животных из роду в род, иль откуда земля искусница может из роду в род их кормить и растить, доставляя им пищу?

Лукреций судит о смерти, как о переходе первоначал в другое состояние, в данном случае, когда организм умирает, он теряет первоначала. Первоначала от организма проникают в землю и рассеиваются, в то время как другие первоначала образуют новые организмы и растения: «… так весь мир обновляется вечно; смертные, твари живут, одни чередуясь с другими, племя одно начинает расти, вымирает другое, и поколенья живущих сменяются в краткое время, в руки из рук отдавая, как в беге, светильники жизни».

Из этого суждения следует, что природа и человек (так как он живой организм) взаимодействует через непрерывный меняющийся поток первоначал. В этом отношении идея Лукреция о взаимодействии человека и природы уникальна в своем роде.

Далее в своей «биологии» Лукреций пишет: «…Много и чудовищ тогда земля сотворить пыталась необычайного вида и странного телосложения: жено-мужей, не причастных ни полу тому ни другому, или уродов без ног, или вовсе безруких, напротив, или безротых, немых и безглазых слепых, порождая даже таких, у кого на теле все члены сцепились, так что ни делать они не могли ничего, ни податься, чтобы избегнуть беды иль достать то, что было им нужно. Всяких других создавала она и страшилищ, и чудовищ – тщетно: природа запрет на развитие их наложила. Были не в силах они ни жизни расцвета достигнуть, ни пропитанье добыть, ни в объятиях слиться в любовных». Достаточно ясно, что все решительно «чудовища», перечисляемые здесь Лукрецием, представляют собой человеческих уродов (а быть может, и уродов домашних животных), которых, как раз в противоположность немыслимым вообще чудовищам, природа, согласно уже хорошо известной нам общей концепции Лукреция, вполне в состоянии произвести». Все объясняется неудачным сочетанием первоначал. Здесь опять-таки можно заметить, что природа влияет на организмы, давая нужное количество первоначал.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...