Тит Лукреций КарМатериалы / Античные ученые о влиянии природы на человека и их взаимодействии / Тит Лукреций КарСтраница 1
Тит Лукреций Кар – римский поэт и философ-материалист. Самые ранние биографические данные о Лукреции относятся к IV веку н. э., но не могут считаться достоверными. Всё, что известно о жизни Лукреция, сводится к сообщению св. Иеронима, который, по всей вероятности цитируя Светония, говорит: «Опоенный любовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые промежутки он написал несколько книг, позднее изданных Цицероном, и лишил себя жизни».
Лукреций является одним из первопроходцев в области латинского стихосложения. Он перенял и развил латинский гекзаметр эпического поэта Энния (239–169 до н.
э.), у него же заимствовал некоторые архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической поэзии. Философская поэма Лукреция «De Rerum Natura» («О природе вещей»), написанная в форме дидактического эпоса, излагает учение греческого философа Эпикура – главным образом его физику, лишь попутно касаясь его теории познания и этики. Это – единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли древности. Поэма Лукреция состоит из 6 книг; в книге 1-й и 2-й излагается атомистическая теория мироздания и отвергается вмешательство богов в мирские дела; тема книги 3-й – учение о душе, её материальности и смертности, связи её с телом; книги 4-й – учение о человеке и о чувственных восприятиях как основе знаний; книги 5-й – космогония и история развития человеческого рода, а также происхождение языка. Применение огня и образование семьи явились, по Лукрецию, первыми шагами на пути от первобытного, «дикого» состояния к формированию общества и культуры; этому особенно способствовало возникновение языка. Происхождение религии в книге 6-й объясняется тремя естественными причинами: являвшиеся в сновидениях фантастические образы прекрасных и могущественных существ становились предметом поклонения; явления природы, превосходящие человеческие силы, приписывались сверхъестественным существам; наконец, люди подвержены чувству страха. Избрав для своего философского сочинения стихотворную форму, Лукреций оживил и сделал более убедительным учение Эпикура.Идеи Лукреция оказали значительное влияние на развитие материалистических философских учений эпохи Возрождения и Нового времени. Материалисты XVII–XVIII веков воспринимали атомистические идеи древности главным образом у Лукреция.
Одной из стержневых проблем биологической науки является – происхождение и эволюция органического мира. Глубочайший интерес представляют идея Лукреция. Созданная в 1 веке до н.э. выдающимся мыслителем, ученым и поэтом, стремившимся понять окружающий мир материалистически и очистить науку о природе от религиозно-мифических и идеалистических заблуждений, она является одним из важнейших и надежнейших источников для суждения о тех теоретических обобщениях, которых достигло античное естествознание, и, в частности биология, на исходе своей истории.
Лукреций все свои идеи в так называемой «Биологии» об органическом мире, строит на основании атомистических положений. Он описывает все органические и неорганические процессы с точки зрения этого положения.
Важнейшими, основными проявлениями жизнедеятельности животных и человека являются питание и рост, обеспечивающие сохранение и нормальную деятельность индивида, и размножение, обеспечивающее сохранение рода. Но и растениям, которым Лукреций очень часто противопоставляет животных, как организмы одушевленные, свойственны те же основные проявления жизнедеятельности. Сущность питания, роста и размножения Лукреций опять-таки трактует исходя из основных положений атомистической теории.
Без пищи не один организм не в состоянии поддержать свое существование: «…без дождей ежегодных в известную пору радостных почва плодов приносить никогда не могла бы, да и порода живых созданий, корму лишившись, род умножать свой и жизнь обеспечивать была бы не в силах». Таким образом, из этого отрывка видно, что Лукреций указывает на необходимость природных процессов, так как существует зависимость животных от пищи, а пища возникает в результате этих природных процессов.
Лукреций описывая процессы органического и неорганического мира не мог не затронуть такой процесс как размножение. Размножение обеспечивает продолжение рода. Венера, любовь, чувство любви, свойственное всем организмам, - важнейшее проявление жизни, ибо только благодаря ему становиться возможным непрекращающийся поток жизни.
Смотрите также
Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в
современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах:
классический марксизм, нашедший отражение в труд ...
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...