Китайская Философия
Страница 1

Зарождение китайской философии относят к середине I-го тысячелетия и связано с именем Конфуция (551-479 гг до н. э. ). Основные направления китайской философии сложились в VI-III веке до н. э., этот период отмечен «соперничеством ста школ». Не смотря на такое количество такого количества школ, лидерами являлись всего шесть: конфуцианства, даосизма, моизма, темного и светлого (натуралисты), имен (диалектики-софисты) и законников (легизма). Впоследствии философской борьбы за истину укрепились лишь два направления – конфуцианство и даосизм. Признание в Китае буддизма (VI-VII веке до н. э.), как третье направление, они находят в нем сильного оппонента.

Первые китайские философы стремились в своих размышлениях учесть содержание древнейших письменных свидетельств истории и воззрений их народа. Это относится книге стихов «Ши цзине», к канону документальных писаний «Шу цзине». Наибольшее влияние на процесс созревания китайской философии оказала влияние знаменитая древняя книга «Книга перемен» («И-Цзин»), созданная при Чжоуской династии, то есть ранее VII века до н. э.

Главная идея «Книги перемен» состоит в том, что мир постоянно изменяется в силу взаимодействия двух начал: светлого – янь и темного – инь. По сути, содержимое этой книги – описание динамики любой ситуации, касается ли это природы, общества или отдельного человека. Описание означается той или иной триграммой, либо гексаграммой. Светлое, например, небо означалось тремя короткими непрерывными линиями, земля тремя прерывными. В данной книге такие обозначения можно найти и для грома, и для ветра, и гор, и озер и просто воды, то есть для многих явлений. Самобытность китайской философии, возможно, определяется как раз этим первоначальным способом понимания действительности, который представлен в данной книге. Их инь- и ян-символы – это не идеи, не понятия, а образования, весьма напоминающие привычные западному человеку концепты ценностей. Из сочетании инь и янь образовалось пять стихий: вода, огонь, дерево, металл и земля. Инь и янь содержат оценочный момент: янь как светлое положительно, инь как темное негативно. В своих истоках вся китайская культура пронизана прагматичностью. Китайские мыслители, будучи выразителями традиций своей нации, развивали философию по прагматическим ориентирам. В качестве бога обычно понимается небо, как максимальная концентрация янь-символов. Все разговоры о богах, в конечном счете, переводятся в символьно-прагматическое русло.

Все же в китайская философия по количеству направлений (систем) уступает индийской. Основные – конфуцианство, даосизм, буддизм.

Конфуцианство. Является главным направлением китайской философии, которое насчитывает около 2,5 тысяч лет. Кун Фу-цзы, он же учитель Кун – самая легендарная личность среди китайских философов. Ему приписывают такие слова – «В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться, в тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от сомнений; в пятьдесят познал веление Неба; в шестьдесят лет мой слух обрел проникновенность; с семидесяти лет я следую желаниям сердца, не нарушая меры», «Кому приятна человечность, того не превзойти».[5]

История данного направления делится на четыре периода. Первый – становление изначального конфуцианства, а так же выход в лидеры из ста действующих школ (VI-III вв. до н. э.). Второй период – конфуцианцы борются за право быть носителем официально принятой в Китае идеологии. В этой борьбе Циньский император (Хань Фэй-Цзы) поддержал легистов, которые считали, что управление странной должно осуществляться законом правителя, не допускающего расплывчатые конфуцианские моральные нормы. Дело дошло до сожжения книг и закапывания конфуцианцев (примерно III век до н. э.). Параллельно выдерживают борьбу с даосами. После крушения династии Цинь конфуцианство признается династией Хань официальной идеологией страны. Славу Конфуция этой эпохи приобрел Дун Чжуншу. Третий период – неоконфуцианство, борьба за философское и идеологическое влияние с буддистами. Наиболее знаменитым и ярким философом признается Чжоу Дуньи (X-XIX вв.). Четвертый период – новое конфуцианство (XX век), представляет собой попытку проведения китайской идеологи в жизнь в современных условиях. Наиболее ярким философом считается Фэн Юлань (1895-1990 гг.).

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...