Гносеология - философское учение о познании
Материалы / Гносеология - философское учение о познании
Страница 3

- потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но не перекрывает его возможности;

- рациональное базируется на анализе того материала, которые дают нам органы чувств;

- регулирование предметной деятельности осуществляется, прежде всего, с помощью информации, получаемой органами чувств;

- органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым, чтобы многостороннее познать объекты, чтобы развивать научное знание.

3. Абстрактно-мысленное постижение мира, его особенности, формы и роль в познании

Значение способности человека к чувственному отражению действительности велико.

Но ее сила является и ее слабостью: человек остается привязанным к конкретной ситуации. Хотя он и может ориентироваться в окружающей обстановке, все же этого недостаточно, чтобы преобразовывать природу, предметы окружающего мира в своих интересах.

В связи с этим возникает потребность в отграничении того, что свойственно объектам самим по себе, от того, что связано с состоянием человеческого организма. Все это требовало, в свою очередь, развития способностей к свободным представлениям, к выходу за рамки непосредственно данной в органах чувств ситуации.

Практическая, трудовая деятельность и в этом случае оказалась основой процесса перерастания сенситивной способности в новую, связанную с зачатками разума. Так, трудовые операции требовали все большего умения отчленять, т.е. абстрагировать одни признаки вещей от других.

Большую роль в развитии способности к абстракциям сыграло возникновение и формирование языка в целях общения.

Итак, благодаря выработке способности к свободным представлениям, связанным со словом, способность к сопоставлению представлений, их анализу, выделению общих признаков предметов и их синтезу, стало возможным формирование особого рода представлений.

Исходной и ведущей формой абстрактно-мысленного отражения объектов является понятие. Понятие – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях [1]. Сами понятия подлежат обобщению. В научном познании функционируют частнонаучные, общенаучные и всеобщие (философские) понятия. Понятия выражаются в языковой форме – в виде отдельных слов.

Наряду с понятиями абстрактно-мысленная способность человека включает и другие формы рационального освоения действительности, такие как, суждение и умозаключение. Суждение – это форма мысли, в которой посредств понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.

Понятие и суждение выступают «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения мышления от одних суждений и понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение – рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).

Итак, можно выделить следующие черты, отличающие способность к абстрактному мышлению от чувственно-сенситивного отражения действительности:

- способность к отражению общего в предметах;

- способность к отражению существенного в предметах;

-способность к конструированию на основе познания сущности предметов понятий-идей, подлежащих опредмечиванию;

- опосредованное познание действительности – как через посредство сенситивного отражения, так и с помощью рассуждений, умозаключений благодаря применению приборов.

4. Интуитивное познание

В получении нового знания, важное место занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения.

Интуиция как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, выступает столь же всеобщей, свойственной всем людям способностью, как и чувства, и абстрактное мышление.

Человеческая культура знает немало случаев, когда ученый, конструктор, художник или музыкант достигали принципиально нового в своей области как бы путем «озарения», «по наитию».

С действием интуиции связаны и крупнейшие достижения теоретической науки.

Немаловажное значение имеет интуиция в сфере философского познания. С интуицией связывают идею силлогизмов Аристотеля, идею соединения философии и математики Р.Декарта и др.

Как специфической феномен познания понятие интуиции многозначно.

Мы понимаем, под интуицией интеллектуальную интуицию, позволяющую проникать в сущность вещей.

И еще одна чрезвычайно важная черта свойственна интуиции – ее непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) принято называть такое, которое не опирается на логическое доказательство. Интуиция является непосредственным знанием только в том отношении, что в момент выдвижения нового положения оно не следует с логической необходимостью из существующего чувственного опыта и теоретических построений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...