Гносеология - философское учение о познанииМатериалы / Гносеология - философское учение о познанииСтраница 1
Задание 1.
Абстракция – отвлеченное понятие, теоретическое обобщение опыта.
Агностицизм – учение о реальности недоступных познанию вещей.
Восприятие – целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения.
Герменевтика – направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания.
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления.
Гносеология – философская теория познания.
Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.
Глупость – умственная ограниченность, неспособность к здравому рассуждению; неумный поступок; неумное высказывание, неумная мысль без проверки.
Знание – результаты познания, научные сведения.
Незнание – область преимущественно рационального планирования познавательной деятельности.
Интуиция – это непосредственное неосознанно полученное знание.
Иррационализм – философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п.
Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Категория – общее понятия, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания.
Критерий истины – объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей.
Метод – способ познания.
Методология – учение о методах.
Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности.
Наблюдение – целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающиеся в основном на данные органов чувств.
Наука – выработка и теоретическая систематизация знания.
Объект – то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира.
Субъект – познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания.
Парадигма – совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию.
Парадокс – это неожиданное высказывание, апория – это затруднение, недоумение, трудноразрешимая задача.
Понимание – постижение смысла того или иного явления, его места в мире, его функции в системе целого.
Предметная область – множество объектов, рассматриваемых в пределах данного контекста.
Представление – это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям.
Рационализм – направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Редукция – переход, сведение сложного к простому.
Сенсуализм – философское направление, признающее ощущения, восприятия единственным источником познания.
Скептицизм теория – философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности.
Факт – явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства отношения.
Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.
Эмпирический – 1. Прил. к «эмпиризм», свойственный эмпиризму.
2. Прил. к «эмпирия», опытный, данный в опыте.
Эмпиризм – философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение понятий, теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений.
Эпистема – структура, существенно обусловливающая возможность определенных взглядов, концепций, научных теорий и собственно наук в тот или иной исторический период.
Эпистемология – то же, что теория познания.
Задание второе
Познавательный процесс как единство чувственного и абстрактно мысленного (сочинение)
1. Процесс познания как движение мысли от «живого созерцания» к абстрактному мышлению и от него к практике.
В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое.
Смотрите также
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Глобальные проблемы современности
Под
глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных
противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и
страны. Глобальные проблем ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...