Две традиции в развитии естественнонаучной и гуманитарной культурМатериалы / Наука в контексте культуры / Две традиции в развитии естественнонаучной и гуманитарной культурСтраница 2
Конечно, объяснение, понимание и предсказание как определенные интеллектуальные процедуры применяются как в естествознании, так и в гуманитаристике. И все же объяснениеприменяется преимущественно в естествознании, так как существенно опирается на причинные и другие общезакономерные отношения
. Что же касается гуманитаристики
, то здесь принципиальным является не столько поиск самой закономерности, сколько – учет целей, намерений и мотивов поведения в деятельности конкретных людей
. Такой подход принято называть, – в отличие от сложившегося в естествознании причинно-детерминационного, – телеологическим
, где можно отметить, что в истоках которого стоял еще Аристотель.
В самом начале существования европейской цивилизации причинно-детерминационный
(номологический) и целеполагающий
(телеологический) подходы были равны в отношении своих научных статусов. Однако в дальнейшем, под влиянием все более развивающегося естествознания к телеологическим объяснениям стали прибегать все реже и реже, пока такой подход и вовсе перестал считаться адекватным науке.
В противовес этому сами гуманитарии, в свою очередь, стали утверждать, что объяснения в гуманитарных науках абсолютно бесполезны, поскольку главное здесь не общее, как в естествознании, а индивидуальное, неповторимое, уникальное. А это значит, что в гуманитарном познании доминирующим стал иной подход – понимание
. Такой подход в настоящее время получил название герменевтического
. Последний термин образовался на основе древнегреческой легенды, согласно которой бог Гермес выступал как бог-переводчик языка богов на язык людей, ибо сами люди не могли понимать языка богов Олимпа. Отсюда герменевтика
, с современных позиций, есть метод понимания и истолкования
(интерпретации) каких-либо письменных текстов, в том числе и текстов, пришедших к нам из исторического прошлого человечества.
В методологии гуманитарного познания сформировались к настоящему времени два подхода к анализу процесса понимания – психологический
и теоретический
. Психологическое понимание есть эмпатия
, иначе говоря, интегральное "схватывание" духовного мира другого человека ("Стань на мое место!"). Теоретическое же понимание – есть интерпретация
, реализующаяся как раскрытие целей, мотивации и смысла действий и поступков другого человека, т.е. своего рода "дифференциальное" проникновение в мир другого человека.
Но допустимо ли в указанных смыслах говорить о понимании собственно природы, ее целях, намерениях и мотивах?
По-видимому, этого делать нельзя, если, конечно, мы не будем наделять природу антропоморфными чертами. Ведь для последнего мы в настоящее время не имеем никаких объективных оснований с точки зрения науки. Наоборот, при исследовании явлений природы мы традиционно исходим из того, что природе не присуще целеполагание, а присуща лишь детерминация, т.е. мы исходим из того, что не будущая еще не реализованная цель "стягивает" к себе все предшествующее ей природное естество, а, наоборот, прошлое выстраивает, благодаря своему уже осуществлению всю будущую "цепь" событий. Иными словами, "локомотив" бытия находится не впереди, а позади самого бытия: не "тянет" за собой бытие, а "толкает" его. Вот почему для исследования явлений природы мы и вводим понятия, открываем законы и строим научные теории. Именно это и дает нам тот вариант понимания, который сложился в науке как понимание-объяснение
Смотрите также
Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в
современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах:
классический марксизм, нашедший отражение в труд ...
Глобальные проблемы современности
Под
глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных
противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и
страны. Глобальные проблем ...
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...