Две традиции в развитии естественнонаучной и гуманитарной культурМатериалы / Наука в контексте культуры / Две традиции в развитии естественнонаучной и гуманитарной культурСтраница 1
Для каждого отдельного человека различение
гуманитарного (от лат. humanitas – "человечность") и естественнонаучного, натурального (от лат. natura – "природа") проявляется, прежде всего, в выборе рода занятий, профессии и образа жизни. Для общества же проблема гуманитарного и естественнонаучного – это есть проблема совмещения двух типов культур
– естественнонаучной и гуманитарной.
В самом общем смысле под культурой можно понимать совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также саму способность человека эти ценности производить и использовать.
Иными словами, культура есть некая надприроднаяреальность, создаваемая человеком в дополнениек естественно сложившейся природе, так сказать, "вторая природа" человека.
Отсюда под
естественнонаучной культурой можно понимать совокупность тех человеческих ценностей, которые являются прямым продолжением природы в жизнедеятельности человека. А под гуманитарной культурой можно понимать совокупность тех человеческих ценностей, источником которых является сама человеческая сущность в ее специфических проявлениях. С этой точки зрения, естественнонаучная культура – это атомные реакторы, телевидение, выход человека в космос, расшифровка генетического кода, фундаментальные теории о природе и т.п., существенно определяющие мировоззрение человека. Гуманитарная же культура – это наука в ее сугубо человеческом способе осуществления и существования, т.е. в виде понятий, суждений и умозаключений, литература, искусство, любовь и ненависть, добро и зло, прекрасное и безобразное и т.д.
Исходя из сказанного, нетрудно увидеть, что отношение между естественнонаучной культурой ("производство вещей") и гуманитарной культурой ("производство людей") есть отношение взаимного дополнения
, как всякое отношение диалектических противоположностей. Но культура – многогранное явление, и одним из аспектов ее является наука.
Будем исходить из следующего понимания науки: наука есть специализированная система идеальной, знаково-смысловой и вещественно-предметной деятельности людей, направленная на достижение максимально достоверного истинного знания о действительности. Впрочем, сам термин "наука" и означает "знание".
Как отмечает Г.И. Рузавин, наиболее отчетливое различие между естественнонаучной и гуманитарной культурами как раз и выражается в их подходе к основным функциям науки и, особенно в отношении таких ее функций, как объяснение
, пониманиеи предсказание
явлений [4].
Объяснение
какого-либо события или явления есть его логическое выведение из некоторого общего закона, теории или концепции. Пониманиекакого-либо события или явления есть способность человека истолковать это событие иди явление в соответствии с теми или иными человеческими смыслами. Предсказание
же есть выход исследования на неизвестное методами объяснения и понимания. Здесь нетрудно убедиться, что в основе объяснения (обоснования) лежит нормативная логика дедуктивного типа, в понимании же эксплуатируются в основном эвристические (поисковые) свойства человеческого интеллекта.
Смотрите также
Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в
современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах:
классический марксизм, нашедший отражение в труд ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Глобальные проблемы современности
Под
глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных
противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и
страны. Глобальные проблем ...