Современное и будущее
Страница 1

Здесь дается анализ развития человечества на последней фазе его существования.

Очевидно, что принципиально новыми и определяющими факторами на этом этапе становятся наука и техника, поэтому Ясперс уделяет глубокое внимание раскрытию всех проблем, положительных и отрицательных изменений, связанных с возникновением и эволюцией этих феноменов.

Причины возникновения современной науки, по мнению Ясперса, до конца не раскрыты. В этом отношении можно указать лишь на ряд социальных условий (технические потребности, конкуренция, авантюризм и т.п. ), а также выделить мотивы, которые привели к возникновению науки:

1) неисторические - т.

н. воля к власти. Знания объединяет осознание силы, направленное на практическое создание и волю к познанию. На самом деле - это воля к достоверности. Агрессивность не является характерной особенностью науки.

2) исторические - связанные с библейской религией : а) религия требует истинности, поиск которой - важнейшее для человека дело; б) мир и все существующее создано Богом, итак, нет ничего, не достойного познания; в) действительность преисполнена ужаса для человека. Бог требует познания , но его содержание обвиняет Бога - смелость познания.

Особенностями современной науки являются ее универсальность (сфера научных интересов - это весь мир, и не существует вопросов, не достойных рассмотрения), принципиальная незавершенность: ее идея - беспрерывный прогресс (в отличие от ранних наук, целью творцов которых было достижение постоянной, гармоничной, завершенной системы), она стремится обнаружить свои всесторонние связи

К сожалению, хотя сегодня наука всюду распространена и признана, но по-настоящему она известна немногим. Люди лишь усваивают технические истины, оставаясь вне науки. Вследствие этого возникает т.н. "научный предрассудок": люди ожидают от науки того, чего она осуществить не может, потом разочаровываются и возникает презрение к науке.

Итак, считает Ясперс, необходимо создать науку, которая бы четко сознавала свои границы, вместе с тем познавая то, что можно познать .

Сегодня эпоха преобразований носит разрушительный характер, по-новому оказывается связь человека и природы, созданная человеком "вторая природа" становится тираном. Дух сводится к способности учиться и создавать полезное.

Влияние технической эпохи на человека Ясперс раскрывает через анализ такого феномена, как работа. Он подчеркивает, что "от характера работы зависит структура общества и характер жизни людей во всех ее разветвлениях", что работа - это сущностная черта человека, которая создает свой мир. Но в работе присутствует элемент жертвенности, отказа от индивидуальности, и в условиях технизации это приобретает катастрофический характер.

Причина, в частности, в том, что техника изменяет характер работы, делает ее механизированной, и потому она из творческого занятия превращается в конвейєр. Человек, занятый в современном производстве, ощущает себя винтиком одного большого механизма, его роль в обществе будто сводится к успешному выполнению порученной ему операции. Вся энергия идет именно на функционирование в качестве элемента сложной организации технизированого общества, и потому единственные потребности, которые остаются - это отдых и порция адреналина. Все это не может не приводить к катастрофическому духовному обнищанию человечества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...