Сравнительная характеристика двух противоположных
философских течений детерминизма и индетерминизмаМатериалы / Особенности философии ХХ века / Сравнительная характеристика двух противоположных
философских течений детерминизма и индетерминизмаСтраница 1
Детерминизм (от лат. determino - ограничивать, определять границы) — представление, в соответствии с которым для всякого явления существуют причины, при наличии которых это явление с необходимостью имеет место. В расширительном смысле детерминизм трактуется как представление о существовании объективной закономерной связи и взаимообусловленности явлений[1]. Детерминизм тесно связан с формированием механистической картины мира. В философии французских просветителей модель движения, присущая механике, была распространена на области онтологии и общественных наук, став образцом для понимания развития природы и общества.
Так, Гольбах утверждал, что в вихре пыли, поднятом ветром, нет ни одной молекулы, которая расположилась бы случайно.Классическую форму детерминизму придал Лаплас, который, находясь под впечатлением физики Ньютона, утверждал, что достаточно иметь полное описание состояния универсума в некоторый момент времени, и «ничто более не будет неопределенным, а будущее, подобно прошлому, предстанет перед нашими глазами». Для традиции эмпиризма характерно понимание детерминизма, восходящее к Д. Юму и представляющее детерминизм как регулярность, в рамках которой для всякого события х существует набор событий У1 .уn, сопутствующих событию х при определенных условиях.
В области общественных наук детерминизм связан с вопросами свободы личности и определяющих факторов исторического развития. Согласно марксистским теориям общества, развитие последнего детерминируется экономическими факторами, а свобода личности ограничена классовым сознанием и другими социогенными детерминантами. Для психоанализа характерен детерминизм, связанный с сексуальными влечениями и потребностями общества в их утилизации. Развернутая критика концепций социального детерминизма дана в работах К. Поппера.
Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии и т.п. Особенно важным в современной науке оказывается вероятностные соотношения, формулированные на языке статистических распределений и статистических законов. Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счете складываются на основе всеобще действующей причинности, вне которой не существует ни одного явления действительности, в т.ч. и такие события, в совокупности которых выявляются статистические законы[2].
Принципиальным недостатком прежнего детерминизма было то, что он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, к тому же трактуемый чисто механически; в нем отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводилась за пределы детерминизма, статистические связи принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений. Связанный с метафизическим материализмом прежний детерминизм не мог быть последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, в особенности социальной жизни и явлений сознания. Эффектное проведение идей детерминизма здесь стало возможным только благодаря диалектическому и историческому материализму. Ядром марксисткой концепции социального детерминизма является признание закономерного характера общественной жизни. Это, однако, не означает, что ход истории предопределен заранее и осуществляется с фатальной необходимостью. Законы общества, определяя основную линию исторического развития, вместе с тем не предопределяют многообразие деятельности каждого отдельного индивида. В общественной жизни постоянно складываются различные возможности, осуществление которых во многом зависит от сознательной деятельности людей. Детерминизм не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает способность человека к выбору мотивов и целей деятельности.
Смотрите также
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...
Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в
современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах:
классический марксизм, нашедший отражение в труд ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...