Функции философии
Страница 1

В науке под функцией (лат. functio — исполнение) по­нимают внешнее проявление свойств того или иного объек­та в данной системе отношений. Указать на функции фи­лософии — значит определить ее место и роль в обще­ственной жизни, значение для развития науки и культуры, практической деятельности.

Мировоззренческая функция философии занимает центральное положение в ряду других. Обусловлено это прежде всего тем, что сама философия — тип мировоз­зрения и как таковая включает в себя целостную совокуп­ность знаний и представлений человека об объективном мире и своем месте в нем. Последнее означает, что люди на основе достоверного знания законов природного и со­циального развития, его общих принципов формируют свои собственные убеждения в социальной, экономичес­кой, политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической областях, в сфере профессиональной и иной деятельности.

Особенностью убеждений, основанных на философс­ком мировоззрении, является то, что хотя они и связаны с определенной суммой полученных субъектом знаний, пос­ледние влияют на убеждения не изолированно, а вместе с психологическими факторами (воля, характер, темпера­мент и др.) и чувствами (в том числе религиозными, назональными). Тем самым отношение людей к окружаю­щему миру формируется не только сциентистски (лат. -cientia — знание, наука), т. е. умом, но и эмоционально-психологически, т. е. сердцем, что придает мировоззрен­ческим убеждениям непоколебимый, страстный характер.

Поскольку у людей знания и страсти разные, то и ми­ровоззренческие взгляды и убеждения приобретают в об­ществе неодинаковую направленность. Так, сталкивают­ся в своем противоборстве «правые» и «левые», альтру­исты и эгоисты, верующие и атеисты и т. п. Мировоззрен­ческое разделение убеждений, базирующихся на разных философских позициях, приводит к политическому и идей­ному плюрализму (лат. pluralis — множественный), мно­гопартийности, многоконфессиональности и пр.

Следовательно, мировоззренческая функция филосо­фии несет с собой огромный потенциал рациональнос­ти, она отличается неангажированным широким и много­сторонним охватом действительности. И именно в силу этого опора на разум и свободу позволяет человеку само­стоятельно формулировать свое жизненное кредо (лат. credo — верю, верую) и следовать ему в своем социаль­ном поведении и личных поступках. Чем демократичнее общество и государство, тем больше создается реальных возможностей для осуществления свободного выбора граждан.

Гносеологическая функция философии призвана обес­печить уяснение сложных взаимоотношений, складываю­щихся между субъектами и объектами в процессе позна­вательной деятельности. Ее область — отношения по­знающего и познаваемого, истина как таковая и ее крите­рии. Поскольку речь идет преимущественно о сложных вопросах философской теории и о познавательном про­цессе, данная функция философии определяется как те­оретико-познавательная. Каково ее более конкретное содержание?

Оно касается прежде всего вопроса о том, познаваем ли мир, Если тот или иной философ, философское тече­ние исходят из принципиальной непознаваемости мыс­лящим субъектом (отдельным человеком, социальной группой, обществом в целом) сущности явлений объек­тивного мира, то задача упрощается. Источник познания сущего видится в таком случае вне человека и человечес­кой деятельности. Слабость естественного разума человека компенсируется всемогуществом сверхъестествен­ного божественного разумения и проникновения. Поло­винчатые, скептические толкования данного вопроса, в конечном счете, ведут к таким же утверждениям.

Мировоззренческая установка на возможность позна­ния человеком не только явлений, но и их сущности выво­дит гносеологию на совершенно иной уровень, когда вы­ясняются субъективно-объективные отношения в процес­се познания, устанавливаются особенности природного и социального познания, совершается поиск путей под­тверждения достоверности знания, проводится строгое разграничение истины и заблуждения и т. д.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...