Философия и культура
Страница 1

Понятие «культура» получило распространение в Ев­ропе, начиная с эпохи Просвещения (XVIII в.). Само же это

слово латинского происхождения (cultura — возделывание. обработка), имевшее непосредственное отношение к зем­ледельческому труду, взращиванию злаков. Впоследствии данное понятие стало использоваться преимущественно для характеристики явлений и процессов духовной жизни общества (искусство, философия, наука, нравственность, религия, исторические и национальные формы сознания), хотя неоспоримо значение и материальной культуры.

Для определения линий взаимосвязи философии и культуры (материальной и духовной, национальной и об­щечеловеческой) важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исто­рически (генетически) и субстанционально (по своей сущ­ности) — детище человека, различных видов его деятель­ности в личностных, групповых и общественных рамках.

Это объективная реальность, в которой воплощены спо­собы и результаты деятельности людей — подлинных творцов культуры.

В философии раскрываются общезначимые природные и социальные условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действи­тельность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функ­ционирования сущностных сил личности.

Развитие культуры находится в прямой связи с осво­бождением человека от природной зависимости, его по­рабощения государством, обществом, собственными по­роками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения оп­ределяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том чис­ле сверхъестественных, потусторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в созда­нии материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповтори­мостью, имеют общекультурное значение.

Весьма характерно, что в обществе наблюдается из­вестная синхронность в развитии философии и культуры: как их высоких достижений, так и упадка. Об этом нагляд­но свидетельствует европейская история античности, средних веков и Ренессанса. С этим связан вопрос о кри­териях развития культуры, в том числе характере (спосо­бе, уровне) отношений человека к человеку, обществу, природе, состоянии просвещения и науки, искусства, фи­лософии, литературы; роли религии в жизни общества;

качественной оценке и степени познания господствующих норм жизни (гносеологический аспект культуры) и др.

В философии принято делить производство на мате­риальное, духовное и производство самого человека. Для культуры это положение имеет общеметодологическое значение: не только в том смысле, что служит основани­ем для типологии культуры, но и для такого обобщающе­го ее определения, как культивирование «всех свойств общественного человека и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а по­тому и потребностями, — производство человека как воз­можно более целостного и универсального продукта об­щества .»1

Итог развития человека, его материальной (производствен­но-экономической) и идеальной (духовной) деятельнос­ти. Она итожится двояко: результатом ее выступает ви­димое и осязаемое внешнее богатство, получающее в рыночном хозяйстве форму растущего количества разно­образных товаров, услуг и информации, и незримое, скры­тое, но особой ценности внутреннее богатство челове­ческой личности,

Философия, используя аксиологический (гр. axia — ценность), т. е. ценностный подход, раскрывает соотно­шение внутреннего мира человека, его мировоззренчес­ких ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и вне­шних форм жизнедеятельности, направленной на созда­ние общезначимых образцов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной сущности человека, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и сово­купный результат его развития,

Это значит, что в философии человек рассматривает­ся не как объект, а в качестве активного совокупного субъекта, не только познающего, но и творящего мир куль­туры. Если внутренний мир данного субъекта отличается ущербностью, низким уровнем интеллектуального, нрав­ственного и эстетического развития — бездуховностью, то он способен породить лишь гримасы культуры, или антикультуру. Можно, перефразируя известное выраже­ние, утверждать следующее: скажи мне, какие в стране (в ту или иную эпоху) жили или живут люди, и я скажу тебе, какая там была или есть культура.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...