Понятие постмодернизмаМатериалы / Иррациональность философии постмодернизма / Понятие постмодернизмаСтраница 1
Само слово «пост» предполагает, что явление родилось из предшественника. Модернизм, рожденный Х1Х веком, породил и явление постмодернизма (другие названия: постструктурализм, деконструктивизм).
Модернизм был порождением свободы духа буржуазного общества, это была реакция на остальные философские течения, протест против устоявшихся традиций.
Что же представляет собой постмодернизм как явление уже ХХ века?
По формулировкам философских словарей и энциклопедий, постмодернизм «не имеет парадигмального определения». В самом общем смысле можно дать такое определение: постмодернизм – «явление, характерное в последние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизического мышления» (25, 529-530).
Другое определение: «понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, содержательно-аксиологически дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций и конституирующего себя как постсовременная, то есть постнеклассическая философия».(4, 643)
Вячеслав Глазычев так определяет постмодернизм: «В общем смысле постмодернизм следует рассматривать как отторжение многих, ежели не большинства, постоянных культуры, на которых основывалась жизнь Запада последние пару столетий. Он поставил под вопрос нашу преданность идее "прогресса" в культуре (рост экономики должен продолжаться, качество жизни должно повышаться бесконечно и т.п.), равно как и политические системы, подкрепляющие этого рода веру»(7).
Таким образом, постмодернизм – это отрицание устоев западного общества.
Чтобы лучше разобраться в изучаемом явлении, рассмотрим его основные принципы, сформулированные И.Хассаном. Эти принципы не являются канонами новой философии, они только выявляют основные черты, присущие постмодернистскому состоянию. Это:
Неопределенность (выражена неясностью, двусмысленностью, перестановками смысла); фрагментарность (художник использует нетрадиционные средства: коллаж, монтаж и т. п.); деканонизация (относится к утрате всех канонов общества: в культуре, знании); безличность (стирание "я", множественность "я", "смерть субъекта", автора); непредставимое, непредставляемое (искусство постмодернизма ирреалистично, иконографично); ирония (обращение к игре, диалогу, полилогу при отсутствии парадигмы); гибридизация, или мутантное представление жанров (расширение прошлого в настоящем); карнавализация (центробежную силу языка воплощает участие в диком беспорядке жизни, также имманентность смеха); перформанс, участие (ситуация неопределенности, пробелы должны быть заполнены, поэтому новые виды искусства называются "спектаклем"); конструктивизм (возрастание вмешательства разума в сферу культуры, искусства, выражение себя через символы); имманентность (возросший объем памяти, улучшающиеся технические средства дают возможность охватить мир от тайн подсознания до черных дыр в космосе.
В познании действительности приверженцы старых классических теорий и модернизма гоняются, по словам И.Ильина, за "химерами". В чем же видит эти химеры постмодернизм? Он высмеивает 3 неприемлемые формы эстетического опыта: модернизм, реализм и массовую культуру(12).
Именно последняя стала бурно распространяться после второй мировой войны в западном мире. Этому способствовало противостояние двух идеологических систем: социалистической и капиталистической. Массовая культура олицетворяла собой ценности западного мира.
М.Хоркхаймер и Т.Адорно указывали, что свобода западного мира на самом деле мало чем отличается от тоталитаризма в нацистской Германии. Они предостерегали от той несвободы личности в условиях либерализма западной цивилизации, которая особо проявляется в настоящее время. "Книга дописывалась в Америке, но реалии самой демократической в мире страны не заставили авторов переменить взгляды на перспективы развития цивилизации, скорее наоборот. Пропаганда на всех уровнях, от речей президента до рекламы кока-колы, по форме аналогична и в тоталитарных, и в демократических странах. Связано это, по мнению авторов, именно с направленностью европейского просвещения. Тенденция к унификации людей проявляется не только в организациях типа гитлерюгенда, но и в массовой культуре, от кино до эстрады. То, что массовая культура как феномен существует, связано, конечно, с коммерцией (накопительство - во всех его видах - основная черта просвещения), но то, что она существует именно в такой форме, связано с направлением истории цивилизации"(29).
Смотрите также
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в
современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах:
классический марксизм, нашедший отражение в труд ...