ЗаключениеМатериалы / Бессмертие как религиозно-философская проблема / Заключение
Так есть ли бессмертие? И, да и нет. В него можно верить, но это дело каждого.
В качестве вывода можно лишь отметить, что важнейшей философско-этической проблемой, имеющей смысложизненное значение для человека, является проблема сохранения достоинства перед лицом смерти. Достойный образец решения этого вопроса дают нам наши предки. Вспомним слова Святослава Игоревича перед решающей битвой: «Да не посрамим земле Русские, поляжем костьми, мертви бо срама не имам».
Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем.
От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно нереализуемое, адекватное существо.Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека — всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом. Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, последующих поколениях. Человек создает различные предметы, орудия труда, научные труды, совершает новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и более длительное, чем у индивида, существование.
[1] Моуди Р. Жизнь после жизни: Исследование феномена выживания после физической смерти. – СПб., 1992. – С. 51.
[2] Янушкявичюс Р. В. Основы нравственности / Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. – М., 1998. – С. 446.
[3] Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д, 1998. – С. 289.
[4] Жизнь после смерти / Под ред. Гуревича П.С. – М.: Советский писатель, 1990. – С.226.
[5] Янушкявичюс Р.В. Основы нравственности / Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. – М., 1998. – С. 447.
[6] Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997. – С.175.
[7] Гуревич. П.С. Основы философии: Учебное пособие. – М., 2000. – С. 167.
Смотрите также
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...