Свобода воли командира и принципы военного искусства
Материалы / Основные проявления свободы воли командира / Свобода воли командира и принципы военного искусства
Страница 1

Принципы военного искусства — это вытекающие из за­конов войны и законов военной науки наиболее общие, осно­вополагающие и нормативные положения о способах подго­товки и ведения вооруженной борьбы в целях достижения успеха в ней. Они выступают как отраженные и преобразо­ванные в головах людей требования законов войны и боя, как специфическое, проявление этих законов. Но своему характе­ру принципы военного искусства представляют единство объ­ективного и субъективного. С одной стороны, они выражают объективное содержание законов вооруженной борьбы, абстрагируются от них, а не являются продуктом человече­ского воображения, как пытаются доказать некоторые пред­ставители военной теории субъективно-идеалистического тол­ка.

С другой стороны, принципы военного искусства субъек­тивны по форме и частично по содержанию. Они не только отражают содержание законов войны, но и выражают уста­новку, цель деятельности командных кадров и всего личного состава в боевых условиях. Их формулировка — это резуль­тат сознательного творчества людей.

Принципы военного искусства складываются в результате непосредственного отражения законов войны, опосредованно­го отражения одного или нескольких законов войны сквозь призму законов науки, путем абстрагирования боевого опыта людей. Принято выделять группу общих и частных принципов военного искусства. Общие принципы имеют силу для воору­женной борьбы любого масштаба. К ним относятся принципы:

-высокой активности и решительности командира в бою;

-овладения и удержания инициативы;

-заблаговремен­ного создания и умелого использования резервов;

-внезапно­сти действий, учета и полного использования духовного фак­тора;

-всестороннего обеспечения боя;

-твердости и непрерыв­ности управления войсками и др.

Эти принципы требуют от командира четких решений и рациональности при оценке ситуации или выборе того или иного решения.

Частные принципы проявляются в боевых действиях каж­дого рода и вида войск, в различных масштабах и видах боевых действий, в отдельных войнах. Какое место занимают принципы военного искусства в ме­ханизме использования законов воины?

В отличие от законов военной науки, которые лишь кон­статируют наличие существенной связи в вооруженной борь­бе и из которых не вытекают конкретные практические реко­мендации для командира, принципы военного искусства вы­ступают как руководящие положения, общие рекомендации для деятельности командира и процессе подготовки и ведения боевых действий. Принципы военного искусства пред­ставляют собой нормативные правила, которые более непосредственно влияют на поведение командира в бою, чем законы военной науки.

Но принципы военного искусства — это не строго детер­минированные рекомендации. Поэтому процесс их использова­ния и применения носит творческий характер и требует от командира высокого мастерства, компетентности и гибкости мышления.

Основным звеном в механизме использования ко­мандиром объективных законов войны являются боевые уста­вы, наставления, инструкции, в которых конкретизируются, закрепляются требования законов боевых действий, законов военной науки и принципов военного искусства. Уставы и на­ставления являются отражением законов военной науки и принципов военного искусства, в которых, в свою очередь, отражаются законы войны.

Содержание боевых уставов носит объективно-субъ­ективный характер. С одной стороны, боевые уставы отражают объективные положения законов военной науки и принципов военного искусства, с другой — в них собран и обобщен боевой опыт войск и мнения командных кадров, являющиеся элементом субъективного фактора.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...