Свобода воли командира и принципы военного искусстваМатериалы / Основные проявления свободы воли командира / Свобода воли командира и принципы военного искусстваСтраница 1
Принципы военного искусства — это вытекающие из законов войны и законов военной науки наиболее общие, основополагающие и нормативные положения о способах подготовки и ведения вооруженной борьбы в целях достижения успеха в ней. Они выступают как отраженные и преобразованные в головах людей требования законов войны и боя, как специфическое, проявление этих законов. Но своему характеру принципы военного искусства представляют единство объективного и субъективного. С одной стороны, они выражают объективное содержание законов вооруженной борьбы, абстрагируются от них, а не являются продуктом человеческого воображения, как пытаются доказать некоторые представители военной теории субъективно-идеалистического толка.
С другой стороны, принципы военного искусства субъективны по форме и частично по содержанию. Они не только отражают содержание законов войны, но и выражают установку, цель деятельности командных кадров и всего личного состава в боевых условиях. Их формулировка — это результат сознательного творчества людей.Принципы военного искусства складываются в результате непосредственного отражения законов войны, опосредованного отражения одного или нескольких законов войны сквозь призму законов науки, путем абстрагирования боевого опыта людей. Принято выделять группу общих и частных принципов военного искусства. Общие принципы имеют силу для вооруженной борьбы любого масштаба. К ним относятся принципы:
-высокой активности и решительности командира в бою;
-овладения и удержания инициативы;
-заблаговременного создания и умелого использования резервов;
-внезапности действий, учета и полного использования духовного фактора;
-всестороннего обеспечения боя;
-твердости и непрерывности управления войсками и др.
Эти принципы требуют от командира четких решений и рациональности при оценке ситуации или выборе того или иного решения.
Частные принципы проявляются в боевых действиях каждого рода и вида войск, в различных масштабах и видах боевых действий, в отдельных войнах. Какое место занимают принципы военного искусства в механизме использования законов воины?
В отличие от законов военной науки, которые лишь констатируют наличие существенной связи в вооруженной борьбе и из которых не вытекают конкретные практические рекомендации для командира, принципы военного искусства выступают как руководящие положения, общие рекомендации для деятельности командира и процессе подготовки и ведения боевых действий. Принципы военного искусства представляют собой нормативные правила, которые более непосредственно влияют на поведение командира в бою, чем законы военной науки.
Но принципы военного искусства — это не строго детерминированные рекомендации. Поэтому процесс их использования и применения носит творческий характер и требует от командира высокого мастерства, компетентности и гибкости мышления.
Основным звеном в механизме использования командиром объективных законов войны являются боевые уставы, наставления, инструкции, в которых конкретизируются, закрепляются требования законов боевых действий, законов военной науки и принципов военного искусства. Уставы и наставления являются отражением законов военной науки и принципов военного искусства, в которых, в свою очередь, отражаются законы войны.
Содержание боевых уставов носит объективно-субъективный характер. С одной стороны, боевые уставы отражают объективные положения законов военной науки и принципов военного искусства, с другой — в них собран и обобщен боевой опыт войск и мнения командных кадров, являющиеся элементом субъективного фактора.
Смотрите также
Глобальные проблемы современности
Под
глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных
противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и
страны. Глобальные проблем ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...