Ведийская предфилософия и протофилософия Упанишад
Восточная философия / Ведийская предфилософия и протофилософия Упанишад

Веды формировались во второй половине II — начале I тыс. до н.э. и существовали сначала только в устной форме. Традиционно веды делятся на 4 части: 1) Ригведа – собрание 1017 гимнов, обращённых к ведическим богам; 2) Самаведа – описание правильного произнесения гимнов Ригведы; 3) Яджурведа – описание правильного ритуала, в котором произносятся гимны Ригведы; 4) Атхарваведа – собрание заклинаний, обращённые к богам, демонам, духам и т. п.

В первой половине I тыс. до н.э. возник еще ряд текстов, отнесенных к священным (литература шрути), все эти книги считались «богооткровенными», т.е. полученными людьми от богов.

В системе священных текстов (шрути) выделяются 4 типа текстов: 1) Веды – гимны и заклинания, описания ритуалов; 2) Брахманы – комментарии к ведам; 3) Араньяки (книги лесных отшельников) – комментарии к ведам, предназначенные для отшельников; 4) Упанишады (сидение у ног учителя) – религиозно-философские тексты.

В гимнах Вед зарождаются термины и понятия, которые играют важную роль не только в Упанишадах, но во всей философии Индии. Упанишады — собственно философская часть Вед. Это не книги и не философские трактаты в современном смысле слова. Характерно само название этих произведений – обозначает дословно «сидение у ног учителя». В текстах Упанишад подчеркивается, что они представляют собой тайное учение и это знание недопустимо сообщать широкому кругу людей. Упанишады — это своеобразные тексты, сочиненные различными, часто известными авторами, в различное время и на разные темы. Каждый текст — это изложение философских размышлений того или иного автора, выступающего под именем (или от имени) легендарного или полулегендарного мудреца. В жанре сутр написано большинство древнейших философских трактатов. Отдельные философские идеи можно встретить уже в Ригведе. Но о формировании собственно философии можно говорить только в связи с древнейшими упанишадами. К упанишадам в индийской традиции относят 108 книг, создававшиеся с VI в. до н.э. и по XVI в. н.э. Говоря о древнеиндийской философии, имеют ввиду прежде всего упанишады, созданные в I тыс. до н.э. В упанишадах в роли бога — творца мира фигурирует бог Брахман, в философской интерпретации он выступает как высшая сущность мира, безличное божественное начало всего сущего.

Смотрите также

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...