О нравственности.
Страница 2

Рассуждения Демокрита о нравственности довольно тесно связаны с его представлением об обществе, государстве, с его политическими пристрастиями. Демокрит – защитник демократии, хотя, вероятно, и критик отдельных сторон того воплощения, которое она приобрела в античности. Некоторые важнейшие принципы демократии в соединении с упомянутыми духовными ценностями и есть социально-нравственный идеал Демокрита. Для него бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства. Демокрит считает, что как можно больше людей должно участвовать в общественных делах.

Его аргументация в пользу этого тезиса – скорее практическая, причём носит характер доказательства от противного: если не станешь участвовать в общественных делах, приобретёшь дурную репутацию. «Ведь даже и тому, кто не относится с нерадением (к общественным делам) и не совершает несправедливости, грозит опасность приобрести дурную репутацию и даже претерпеть кое-какие неприятности». Перед нами важное свидетельство того, насколько в рамках древнегреческой государственности ценилась социальная активность граждан. Можно было приобрести дурную репутацию не только тогда, когда человек совершал дурные поступки, но и когда он вообще ничего не делал для общества и государства.

Демокрит высказывается в пользу согласования интересов, мнений. Он полагает, что государство тем демократичнее, чем больше в нём единомыслия. Кому-то из наших современников эта мысль может показаться ложной и даже вредной: так мы настрадались из-за насильственно внедряемого, как казалось, отсутствующего единомыслия. Но нам надо осознать и то, в чём правота Демокрита. Для Демокрита демократия – это единомыслие, причём единомыслие не на словах, а в реальных действиях. Чем больше активно людей действуют вместе, тем скорее они способны прийти к согласию и действительно приходят к нему. Путь к предотвращению конфликтов, дурных действий, к доброжелательству людей в отношении друг друга – социальный путь, который вполне согласуются с нравственными идеалами, защищаемыми Демокритом. Постоянно отстаивая права бедных, Демокрит в жизненной практике следует провозглашению им идеалу жизни, не связанной с устремлением к богатству, или, как он говорил, со «скотоподобной жизнью в роскоши». Но такой идеал, сознаёт Демокрит, должен быть принят добровольно. Он под силу только немногим, настоящим мудрецам. Вместе с тем философ принимает во внимание положение и переживания тех людей, которые не хотят оставаться в бедности.

Государство, с точки зрения Демокрита, должно помогать бедным, постоянно ориентироваться на них и окружать их заботой. В этой позиции, пожалуй, нет большого противоречия между Демокритом и софистами, но есть и созвучие с сократовско-плотоновской ориентацией. А именно: Демокрит, как многие древние греки, проявляет не малое уважение к закону, уважение к государству как таковому. «Интересы государства превыше всего, нельзя применят насилие против общего блага. Хорошо управляемый город есть величайший оплот»,- говорит Демокрит. Закон призван «хорошо устроить жизнь людей», и он благотворно действует на тех, кто ему повинуется. Итак, зло в государстве заключено не в законах, которые сами по себе неплохи: они не мешали бы жить каждому свободно, благополучно, ели бы один человек не вредил другому. «Зависть, - полагает Демокрит, - начало раздора среди людей». «Приличие, - утверждает он, - требует подчинения закону, власти и ещё умственному превосходству». В воззрениях Демокрита уже заложена та идея, которая будет широко и полно развита потом в социальной философии Плотона. Это мысль о государственном управлении как особом и очень высоком искусстве, которому нужно специально обучаться.

Демокрит был ярким сторонником демократии, полагая, что "лучше быть бедным в демократическом государстве, чем жить в богатстве при монархии". Демократия должна поддерживаться самими гражданами, посредством созданных ими законов. Закон необходим, чтобы помочь счастливой жизни людей, поэтому повиновение закону - есть свидетельство добродетели человека. А высшей нравственностью Демокрит признавал "блаженное состояние духа", при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, "не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни иною какою-нибудь страстью". Поэтому "то, что сродни нам, то и нужно выбирать, а чему мы чужды - того надо избегать". Для него был характерен космополитизм: "Любая земная обитель открыта для мудреца: ибо отечество для доблестной и добродетельной души - весь универсум". Умозрительная атомистическая концепция Демокрита имела историческое значение, так как в Новое время она была положена в основу естественнонаучной картины мира. Демокрита можно считать последним крупным греческим философом-натуралистом, ибо с его творчеством заканчивается натуралистический период древнегреческой философии.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...