Вечное возвращение

Вечное возвращение разбивает идеалистическую веру, согласно которой развитие мира покоится на плане провидцев, стремящихся к тому, чтобы установить господство Морали. «Длительность существования без цели и без смысла – вот наиболее парализующая мысль особенно тогда, когда человек понимает, что над ним издеваются и все же не имеет силы оградить себя от этого. Продумаем эту мысль в самой страшной форме: жизнь, как она есть, без смысла, без цели, но возвращающаяся неизбежно, без заключительного «ничто»: «вечное возвращение».[1] Ницше пытается доказать учение о всеобщем возвращении. Он видит в нем необходимое последствие закона сохранения энергии.

Закон этот заключается в том, что энергия или сила вообще не возникает и не уничтожается. Мировая энергия не убывает и не увеличивается. Она – навеки определенная, неизменная и, значит, ограниченная величина. Но раз мировая энергия – величина количественно определенная, то само количество ее проявлений не может быть беспредельным. Количество это может быть огромным, но в бесконечном времени все возможные комбинации должны быть исчерпаны; следовательно, в течение бесконечного времени всякая из возможных комбинаций должна повторяться; мало того, она должна повторяться бесконечное число раз. А так как в каждый данный момент существования мироздания бесконечное время уже протекло, то, стало быть, все возможные комбинации мировых сил уже бесконечное число раз повторялись и столь же бесконечно будут повторяться. Но так как между каждой данной комбинацией и ближайшим ее возвращением в будущем должны пройти все вообще возможные комбинации мировых сил, то мировой процесс представляется в виде круговорота, в котором вечно возвращаются абсолютно тождественные ряды событий. Ницше подчеркивает ту мысль, что его понимание мирового процесса составляет необходимое последствие атеистической точки зрения: если над миром нет иной высшей силы, направляющей его к цели, если над ним нет божественного произвола, то мировое движение не может быть чем-либо иным кроме процесса круговращения… Прежде всего, для человека всеобщее возвращение означает своего рода бессмертие, вечную жизнь. Но эта вечная жизнь не в каком-то ином мире, а именно в этом, в котором мы находимся сейчас. Ницше справедливо видит в этом бессмертии новое испытание и новую муку. «Вечное Возвращение – это не только избирательная мысль, но и избирательное бытие. Возвращается одно утверждение, … только радость возвращается назад. Все, что можно отрицать и что может отрицать, - все это отрицается в самом движении Вечного Возвращения. (…)

Вечное Возвращение есть повторение; именно повтор производит отбор, именно повторение приносит спасение. Изумительный секрет освободительного и избирательного повторения. Преобразование ценностей обретает, таким образом, четвертый и последний облик: оно подразумевает и порождает сверхчеловека. Ибо по сути своей человек существо реактивное, он соединяет свои силы с нигилизмом. Вечное Возвращение отвергает и гонит прочь такого человека».[2] То есть, по Ницше мы должны жить так, как если бы наша жизнь повторялась вновь и вновь. Каждый момент мы должны прожить так, чтобы нам хотелось прожить его снова и снова, то есть переживать его вечно. По сути, это действия, направленные на моральное совершенствование человека. Ницше выступает с призывом прожить наши жизни полнокровно. И в этом утверждении есть два момента, один из которых делает идею Ницше в каком-то смысле бессмысленной. Во-первых, мы справедливо задаемся вопросом, а помним ли мы каждую из возвращающихся жизней? Если, да, мы, безусловно, можем в ней что-то изменить. А если нет, то нет и смысла в вечном возвращении. Очевидно, что Ницше хотел, чтобы эта идея стала жизненным принципом, только тогда человек может прийти к сверхчеловеку. Но этот образ вечного возвращения не совсем ясен нам, чтобы стать таковым.

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...