Другие альтернативы диалектикиДиалектика и её альтернативы / Другие альтернативы диалектикиСтраница 3
В самом деле, в этих эмоциональных залогах и расположениях духа человека находят отображение элементы возражения. Здесь Сартр прав. Однако негативность не сводится только к этому, к субъективности, к эмоционально-антропологическому переживанию. Сартр, таким образом, оставляет в стороне другую диалектику - объективную, которая властвует во всей природе.
"Отрицательная" диалектика по своей сущности является субъективной диалектикой. Здесь необходимо подчеркнуть два момента: а) в самом деле, в человеческом обществе субъектом отрицания есть человек. Он сам определяет в процессе познания, что и как возражать, выбирает формы такого возражения, темпы, условия, стороны; б) в природе диалектическое возражение осуществляется без вмешательства человека, субъекта, сознания как самоотрицание с удержанием в процессе развития всего того, что необходимо для дальнейшего становления нового.
Тем не менее такое представление не находит понимания в концепции "отрицательной" диалектики, которое является недостаточным, а в сущности, ошибочным, поскольку отбрасывает самоотрицание в процессе развития.Смотрите также
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...