Основы и происхождение диалектического материализма
Материалы / Диалектический материализм в трудах В.И. Ленина / Основы и происхождение диалектического материализма
Страница 2

Не сводя все развитие философии исключительно лишь к борьбе идеализма и материализма, данный принцип требует чёткого определения философской позиции и глубокого понимания познавательного, методологического и социального смысла каждого философского учения, школы или направления.»

«Философская энциклопедия» под редакцией Константинова раскрывает диалектический материализм следующим образом:

«Диалектический материализм – философия марксизма, являющаяся мировоззрением рабочего класса. Будучи подлинно научной, единственно истинной философией, Д. м. в современную эпоху представляет собой передовое научное мировоззрение всего прогрессивного человечества.

Д. м. – это наука, изучающая отношение сознания к объективному материальному миру, наиболее общие законы движения и развития природы, общества и сознания. Философия марксизма называется Д. м., так как она представляет собой органическое единство материализма и диалектики. Она называется материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривая сознание как свойство высокоорганизованной материи, функцию мозга, отражение объективного мира; она называется диалектической, так как признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нем самом внутренних противоречий.

Д. м. отражает наиболее общие законы бытия и познания в системе категорий и составляет целостную систему философского знания – мировоззрение. В то же время, поскольку это мировоззрение правильно отражает закономерности развития бытия и сознания, обращено к конкретному научному исследованию, к преобразующей мир революционной практике, марксистская философия выступает как научный метод познания в преобразования мира. Все основные положения марксистской философии – как материализма, так и диалектики, составляя в своей совокупности научное мировоззрение, вместе с тем являются составными частями единого филос. метода исследования и революционного преобразования мира. …

Вне последовательного материализма нет научной диалектики, которая по своему существу чужда идеализму. Последовательно диалектическое понимание материальности мира несовместимо, например, с идеалистическим утверждением, что движущие силы развития мира находятся за его пределами. Научная диалектика обнаруживает эти силы в самом материальном мире, во внутренней противоречивости вещей и рассматривает движение и развитие материи как ее самодвижение и саморазвитие. Основанное на данных наук и общественной практики, последовательно материалистическое решение основного вопроса философии неизбежно приводит к диалектическому объяснению и процесса познания. Сознание, будучи вторичным по отношению к материи, представляет собой свойство высокоорганизованной материи, возникает на определенной стадии ее развития и совершенствуется в зависимости от материальной практики людей. …

Диалектика как наука о всеобщих формах и законах развития объективного мира образует неразрывное единство с логикой и теорией познания. Это единство имеет своим объективным основанием единство законов бытия и мышления. Развитая на материалистической основе, диалектика дает научное решение вопросов, которые до этого обособлялись в отдельные от диалектики области – логику и гносеологию. …

Материалистическая диалектика есть учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и человеческого сознания. Эти законы отражаются и фиксируются в системе категорий. Категории – это наиболее общие, основные понятия и вместе с тем существенные определения форм бытия и отношений вещей; категории выражают универсальные формы обобщения бытия и познания. Поскольку все категории взаимосвязаны и постоянно развиваются, а в своем развитии они подчинены основным законам диалектики, постольку законы диалектики, в свою очередь, выражают соотношения между категориями как общими сторонами и отношениями вещей. Так, напр., соотношения между содержанием и формой, сущностью и явлением, необходимостью и случайностью представляют собой, помимо их специфики, проявление действия закона единства и борьбы противоположностей. Являясь результатом познания объективного мира, категории становятся предпосылкой, а в своей совокупности – всеобщим методом научного исследования. При этом не все категории, так же как и не все законы, играют одинаковую методологическую роль. Такие, напр., категории, как причинность, развитие, противоречие, закономерность, – это не просто универсальные формы человеческого мышления, но и основные принципы познания мира.»

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...