Философия политики и права Ш.ВалихановаМатериалы / Жизнь и деятельность Ш.Ш. Уалиханова / Философия политики и права Ш.ВалихановаСтраница 1
Проблема политики и ее предметной области была объектом пристального внимания многих выдающихся мыслителей прошлого и остается таковой до сих пор. Начиная с глубокой древности и по сегодняшний день не умолкают споры о политике, ее роли в общественной жизни, сущности и перспективах в ближайшем и отдаленном будущем. Таким образом, проблема имеет длительную историю, на протяжении которой человечество накопило огромный материал для размышлений. В ряду идей, рожденных стремлением дать научно обоснованное решение проблемы, особое место, без всякого сомнения, занимают идеи Ш.Уалиханова. Современные поколения ученых, стремящихся внести свою лепту в решение философских проблем политики в широком смысле этого слова, едва ли могут рассчитывать на успех без тщательного изучения того богатого наследия, которое оставил в этой области выдающийся казахский просветитель.
Прежде всего, следует отметить, что Ш.Уалиханов выдвинул и дал достаточно глубокое обоснование своей собственной концепции предметной области политики и права, которая содержала много рациональных моментов и значительно отличалась от всех, существовавших до нее и появившихся позже.
Согласно глубокому убеждению просветителя, политика – это, прежде всего власть и способы ее устройства. Власть является функцией правительства, структура и содержание деятельности которого всецело определяются интересами и целями господствующих социальных сил. Правительство всюду олицетворяет государство. Не может быть государства без правительства, которое, и призвано претворять в жизнь государственную политику, представляющую собой совокупность действий и мер государственных структур, направленных на удовлетворение неограниченных потребностей господствующих сил общества. Так, характеризуя политику феодального Китая, он пишет: "Сколько мы замечали – все в Китае относительно государственного управления напоминает Азию. Здешний цзянь-цзунь (т. е генерал-губернатор) – это совершенный трехбунчужный паша. Он пьет, ест на счет народа. Поборы и злоупотребления превосходят границы". Просветитель однозначно полагал, что любое государство, не опирающееся на подлинно демократические принципы, служит целям обогащения и защиты богатства кучки власть имущих. Он был глубоко убежден в том, что не богатство дает власть людям, а власть обогащает их. Особое место в своих трудах он уделяет, по понятным причинам, исследованию специфики государств с колониальной структурой. Он дает подробный и блестящий анализ только одной, а именно, китайской системы колониального управления.
Так, в разделе "Правительственная система и политическое состояние края" своего фундаментального труда "О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии) в 1858-1859 годах" он пишет: "Восточный Туркестан как часть Китайской империи принадлежит ведомству Западного края, следовательно, илийского цзянь-цзуня".
Тщательное исследование политического положения Малой Бухарии середины ХIХ столетия позволило Ш.Уалиханову установить, что главными борющимися партиями, вражда между которыми является практически неустранимой, были партии так называемых белогорцев и черногорцев. Когда перевес брала одна из этих партий, китайские власти поддерживали другую, и наоборот, и тем самым сводили на нет усилия обеих партий, лишая их таким образом способности вести эффективную борьбу за освобождение народов Восточного Туркестана от колониальной зависимости.
Смотрите также
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в
современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах:
классический марксизм, нашедший отражение в труд ...
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...