Основы мировоззренческих позиций в философских ученияхМатериалы / Основы мировоззренческих позиций в философских ученияхСтраница 3
Наиб. известные школы:
1. милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) 6 в. до н.э.
2. эфесская (Гераклит Эфелесский)
3. пифагорейский союз (Пифагор)
4. Элейская (Фарменит)
5. Атомистическая (Демокрит)
Общее направление досократической философии – натурфилософия, т.е. объяснение природы посредством умозрительных величин без эмпирических (оньетных) оснований.
В этот период чётко обозначены направления философии: материализм и идеализм.
Для милетской школы осн. проблемой явл. проблема субстанции (первооснова мира). Ответ на вопрос о первооснове искали не в сверхъестественных объяснениях, а в окружающ.
мире, его стихиях, в вещ-ве (Фалес – вода, Анаксимандр – апейрон-неопределённая субстанция, Анаксимен - воздух).Представитель эфесской школы Гераклит близок к идеям милетской школы. Первооснову видит в огне. Следовательно, эфесская и милетская школы – материалисты. Гераклит явл-ся основателем историч. первой формы диалектики (наивная диалектика). Диалектика заключается в понимании подвижности и изменчивости мира.
Элейская школа (Фарменит) – относится к идеалистич. направлениям. Ей представители в заочном споре с Гераклитом сформулировали свою идеалистическую диалектику. Диалектика элеатов отрицает движение на основании того, что существуют противоречия между чувственным восприятием мира и мышлением. Доводы разума для элеатов важнее очевидности. Познать мир можно только силой разума, а не опытом. Элеаты были основателями онтологии. Вопросы о первооснове мира решали в гедеалистическом духе.
Важный этап античной философии – атомизм (Левкипп, Демокрит, позднее Эпикур). Атомизм – движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия. Демокрит утверждает, что мир состоит из мельчайших материалистических частиц – атомов и пустоты, которые являются условием движения атомов. Атомы находятся в постоянном вихревом движении. Из их комбинаций образуются все вещ-ва в мире, в том числе и душа человека. С помощью этой модели Демокрит пытался построить цельную картину мира. Также он впервые сформулировал принцип причинности, с помощью которого возможно объяснить самые разные явления («ничто в мире не происходит без причины»).
Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи лудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, отсюду вступал в философские споры.
Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его фактике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Его антидогматизм выражался а отказе от претензий на обладание достоверным знанием. Сократ применял повивальное искусство, именуемое мэйевтикой — искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Обсуждая смысл разнообразных понятий (благо, мудрость, справедливость, красота и т.д.), Сократ впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий, что явилось бесценным вкладом в формирование науки логики.
Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!» Главная цель его философии — восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Его неугомонная душа неподражаемого спорщика стремилась трудом непрестанным и упорным к совершенству общения, дабы уяснить истину. Сократ твердил, что он знает только то, что он ничего не знает.
Сократ акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира, и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения всей последующей философской и психологической мыслью. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.
Смотрите также
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Глобальные проблемы современности
Под
глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных
противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и
страны. Глобальные проблем ...
Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру
соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то
относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...