Основы мировоззренческих позиций в философских учениях
Материалы / Основы мировоззренческих позиций в философских учениях
Страница 14

Большинство философских систем нового времени выделяли 2 основных этапа: Чувственное и рациональное. Их роль и значение в процессе познания определялись разными философиями по разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значения чувств познания в качестве механизма связи разума с внешним миром. Сторонники эмпиризма считали чувственное познание главным и даже единственым источником знаний (Гоббс, Локк). Чувственное познание является начальным этапом познания. Во-первых в историческом плане: разделение физического и умственного труда и выделение последнего в отдельный вид деятельности - сравнительно поздний этап истории.

Во-вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее основе осуществлялся контакт человека с миром материалных объектов. Она -предпосылка без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать. Для познания объектов данного типа необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или чувственым познанием. Ощущения могутт рассматриваться как простейшие и исходные элементы чувственного познания. В ощущениях начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окружающим миром с которым практически взаимодействует субъект. Ощущение таким образом стоит у истоков отражения и фиксирования объективной системы отношений, в которую реально вступает и реально включен человек. Восприятие - целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения. Восприятие не есть механическая сумма ощущений. Восприятие существует как форма такого активного синтеза разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими актами познавательной и практической деятельности (опытом), предшествовавшему данному конкретному наблюдению. Эмоции - комплексная форма человеческой чувственности. Эмоции, подобно всем другим формам чуственности, с одной стороны заключают в себе аспекты объективного отражения реальных связей, в которые включен человек, с другой стороны, они фиксируют объективное отношение человека к миру. Эмоции всегда включают в себя момент оценки явления. Чувтсвенное познание с самого начала имеет специфически человеческий, т.е. социально-исторический характер. Конечно, в чувственном познании человек имеет место непосредственного взаимодействия внешнего предмета и органов чувств. Однако мы не можем обнаружить в реальной познавательной деятельности субъекта чувственного познания в совершенно обособленном, так сказать чистом виде - вне общения с другими людьми, вне влияния того мира культуры, в который включен человек. Процесс чувственного восприятия очень сложен. Функционирование органов чувств - необходимая предпосылка познания, без нее невозможно. В человеческом чувственном восприятии есть еще 1 важный элемент, который присущ только человеку. Человек способен наглядно представить не только то, что видел собственными глазами, едва ли не большая часть его опыта включает образы, которые почерпнуты из описаний. Т.е. индивидуальный опыт человека может быть до определенной степени заменен результатами опыта ряда его предшественников. В наш век в связи с развитием средств массовой информации эта способность человека, пользоваться чувственным опытом других людей стала почти неограниченной. Здесь также становится очевидным универсальное значение языка с его возможностью передавать конкретные образы при помощи слов. Значение языка в познании огромно. Язык представляет собой результат аккумуляции, обобщения предшествующего человеческого опыта. “ Всякое слово - уже обобщает”. Данный факт существенным образом влияет на специфически-человеческое функционирование органов чувств. В то же время он демонстрирует несостоятельность представления метафизического материализма о чувственном опыте как совершенно самостоятельном и обособленном этапе, уровне познавательной деятельности человека. 30 1. Истина. Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания. Категория истины характеризует результаты познавательной деятельности с точки зрения их объективного содержания, которое выделяется практикой. Основу диалектико-материалистической концепции истины образует учение об абсолютности, относительности, конкретности, процессуальности истины. Проблемы, связанные с условиями постижения и удостоверения истины разрабатываются в теории познания. Различают абсолютную и относительную истину. Абсолютная истина - такое содержание наших знаний которое полностью описывает окружающий мир. Относительная истина неполное сов- падение объекта и знаний о нем. 2. Объективная истина - независимое от человека и человечества содержание знания. По форме истина субъективна - оно свойство человеческого знания. По содержанию истина объективна, т.к. не зависит от сознания, а обусловлена отображающимся в нем материальным миром. 3. Абсолютная и относительная истина - критерии диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между: 1) тем, что уже познано и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки и тем, что останется неопровержимым. По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие элементы, которые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, заменяться новыми. Вместе с тем каждая объективная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины. Не переходимой грани между абсолютной и относительной истиной нет. Из суммы относительных - и складывается абсолютная истина. 4. Конкретность истины - свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины от определенных условий места и времени и т. д. Так, истинность или ложность тех или иных предложений не смогут быть установлены, если не оговорены условия, с учетом которых они сформулированы. Предложение «Сумма внутренних углов треугольника равна 2d» истинно лишь для евклидовой геометрии и ложно, например в геометрии Лобачевского. Поэтому нет абстрактной истины, истина всегда конкретна. 5. Критерий истины - средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Критерий истины является общественная практика. Опытные научные теории получают свою фундаментальную проверку с помощью практики: в материальном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству общества и т. п. Если теория успешно применяется на практике, это означает, что она является относительной истиной. Способы проверки той или иной теории на практике могут быть различными. Например, те или иные положения в естественных науках получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением, измерением, с математической обработкой получаемых результатов. Часто практическая проверка осуществляется опосредственным путем. Так, установление истинности утверждения путем логического доказательства в конечном счете опирается на практическую проверку некоторых исходных положений той или иной теории, которые в ее рамках специально не доказываются.
Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...