Декартовы координаты - координаты отнесения
Основы философии / Декартовы координаты - координаты отнесения
Страница 2

Объективированный в Декартовых координатах тип рациональности охватил не только познание вещей, но и познание мира человека. Уже у самого Декарта в трактате "Страсти души" человеческое тело трактуется как машина (см.[1]. С.597-598, 612), а действия тела как коррелят душевных переживаний, и все внимание философа сосредоточено на "местопре бывании" души в теле и на связи души со всеми частями тела (см. [1]. С.610-612). Термины "местопребывание", "местонахождение", "расположение", "движение железы", "направление движения", "присутствие" и т.

п. становятся определяющими для описания души и ее страстей. С еще большей силой математически-механистическое понимание человека находит свое проявление у последователей Картезия.

Но подобный принцип рассмотрения человека через отнесение его как своеобразной tabula rasa к чему-то внешнему для него, что его формирует, сохранился и позже. Так человека понимало Просвещение: среда формирует характер. Из этого принципа исходит марксист ская концепция человека: "Сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений". Не изменяют ему различные социологические теории лич ности. П.Сорокин прямо пользуется языком Декартовых координат, говоря о социальной природе человека, которая определяется местоположением человека в социальном простран стве. "Совокупность групп, а также совокупность положений внутри каждой из них, - пишет П.Сорокин, - составляют систему социальных координат, позволяющих определить социаль ное положение любого индивида" ([3]. С.299). Помещение человека в систему социальных координат определяет его социальное лицо: "Скажи мне, к каким социальным группам ты принадлежишь и каковы твои функции в пределах каждой из этих групп, то я скажу тебе, каково твое социальное положение в обществе и кто ты в социальном плане" ([3]). Однако интуитивно очевидно, что познание человека не укладывается в рамки методологии Декар товых координат, ибо она не дает возможности уловить свободу как характерную черту человеческого бытия и амбивалентность как характерную черту ценности. Свобода в этом случае оказывает равна необходимости, именно так ее определил последователь Декартов ского рационализма Спиноза, а амбивалентность ценностей вообще игнорируется. Поэтому рациональное познание человеческого бытия нуждается в иной методологии, но такой, ко торая должна быть выстроена в традиции европейской рациональности, для которой опре деленным образом построенное пространство выступало условием познания, т.е. условием локализации как объекта познания среди других объектов, так и познающей мысли среди других мыслей. Но только в отношении к мысли это означало не занятия ею какого-то мес та в пространстве своих объектов, а умение мысли распознавать места своих объектов, т.е. артикулировать их пространственность, тем самым проявлять и свою определенность. Хо тя сама определенность мысли и человека, чьим неотъемлемым свойством она выступает, появляется в пространстве иного типа - пространстве Дантовых координат.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Категории диалектики
Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...