ЗаключениеМатериалы / Конфуцианство / Заключение
Крушение древних устоев семейно-классового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа – всё это вызывало резкую критику ревнителей старины. Объективная обстановка побуждала их выступать с новыми идеями, которые можно было бы противопоставить царившему хаосу. Однако для того, чтобы это отрицание современности имело моральное право на существование и приобрело необходимую социальную силу, оно должно было опираться на признанный авторитет. Конфуций нашёл такой авторитет в полулегендарных образцах глубокой древности.
Стремление опираться на древние традиции и тем самым воздействовать на современников в желаемом направлении знакомо истории всех обществ, это своего рода общесоциологическая закономерность.
Однако особенностью конфуцианства было то, что в его рамках это естественное стремление было гипертрофировано и со временем превратилось чуть ли не в самоцель, загоняя человека в жёсткие рамки, лишая его возможности к самовыражению, превращая его в автомата, подчинённого общей системе.В заключение можно обобщить и выделить основные особенности конфуцианского учения:
♦ Конфуцианство представляет собой нравственное и духовное учение, преподанное китайским философом и наставником Кун-цзы, иначе Конфуцием.
♦ Это отчасти этическое учение о том, как люди должны относиться друг к другу.
♦ Конфуций направлял свои этические воззрения на основы государственного управления.
♦ Утвержденные Конфуцием сочинения легли в основу знаний, необходимых для поступления на государственную службу.
♦ Сами сочинения включают такие известные труды, как «Ицзин», «Изречения» и «Учение о середине».
♦ Конфуций обучал выходцев всех слоев общества.
♦ Он поощрял людей жить в согласии с окружающим миром.
♦ Конфуцианство придает огромное значение сплоченности и единению общества.
♦ Почитание предков является неотъемлемой чертой конфуцианской формы поведения.
В отношении конфуцианства трудно решить, следует ли воспринимать его как религию или же исключительно как учение о нравственном поведении. Конфуций обладал верой с представлением о небесах, а также о божественной сущности, хотя истинная природа ее подробно не объясняется. Мы находим у него веру в благостную и нравственную природу божественного. Конфуций к тому же имел ясное представление о природе религиозного поведения. Он не думал, например, что в него должно входить использование обрядовых предметов. Неясно, воспринимал пи Конфуций собственное учение как религиозное в своей основе. Традиционно считается религиозным.
Его интересовали главные вопросы:
1. Как управлять огромной страной, такой, как Китай?
2. Как сделать человека лучше?
«Когда ведёшь себя правильно, за тобой пойдут и без приказа».
«Человек может сделать путь великим, а не путь человека».
Смотрите также
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в
современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах:
классический марксизм, нашедший отражение в труд ...
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...