Категории деятельности.
Страница 1

Философы и психологи подробно обосновали значение категорий деятельности, предметной деятельности в теории познания, в методологии науки, в познании человека.

В частности, А. Н. Леонтьев, назвал деятельность человека «единицей жизни», а затем фактически показал, что эта «единица» выглядит по разному в изучении таких различающихся целостностей, как индивид и личность. Индивид, как прежде всего генотипическое образование, продолжает формироваться в процессе жизни, в постоянном взаимодействии внешнего и внутреннего. Иными путями формируется личность, представляя собой целостное: личностью не родятся, личностью становятся в процессе предметной деятельности.

Таким образом, Практическая деятельность может быть представлена как сложная сеть различных актов преобразования объектов, где продукты одной деятельности становятся исходными другой.

Однако, автор Карпинская Р. С. в своем труде «Человек и его жизнедеятельность» утверждает, что значение предметной деятельности, безусловно, признавалось, но при чрезмерном акценте на «личность». В стороне оказались важнейшие моменты жизнепроживания и жизнеощущения индивида. Целостный подход к человеку непременно предполагает внимание к его жизнедеятельности во всех его проявлениях. Соответственно возникает потребность в использовании методологически значимых понятий, способных выражать двойственную детерминацию, но и её асимметричность в сторону социального.

Одним из таких понятий как раз и может быть понятие предметной жизнедеятельности человека. Корректное использование разработанных биологией понятий жизнедеятельности и активности возможно и необходимо именно на основе методологических установок о предметности человеческой жизнедеятельности. При этом «предметность» следует относить не только к общественно значимой деятельности человека, к процессам познания и преобразования окружающего мира, но и к любому проявлению жизни, повседневного бытия. Все реальные обстоятельства человеческой жизни наполнены ориентацией на предметный мир и отражение этого мира в идеальном. Именно поэтому в человеке нет ничего «чисто» биологического, целиком и без остатка копирующего свойства «биоса», то есть внечеловеческого органического мира. Но в равной мере в человеке нет ничего «чисто» социального, поскольку человек проживает, а не только осмысливает все обстоятельства своей жизнедеятельности5.

5 См. Карпинская Р. С. Человек и его жизнедеятельность.–М.: Знание, 1988. С. 32-33.

Тем не менее, структурные характеристики элементарного акта практики можно выявить, если взять за образец марксов анализ процесса труда. Рассматривая труд «в простых и абстрактных его моментах», К. Маркс выделял следующие стороны (элементы) процесса труда: человека с его целями, знаниями и навыками, осуществляемые человеком операции целесообразной деятельности; объекты, включенные в ходе этих операций в определенные взаимодействия. Объекты, в свою очередь, расчленяются по своим функциям на предмет (исходный материал) труда, средства труда (прежде всего орудия) и продукты, получаемые в результате преобразования предмета труда. Труд как преобразование человеком вещества природы предполагает взаимодействие всех этих элементов.

Марксову схему можно распространить на структуру практической деятельности, которую можно представить как единство двух сторон: «субъектной» (человек с его способностями, целями и целесообразными действиями) и «объектной» (средства, исходные материалы и продукты, получаемые из исходных материалов благодаря воздействию средств деятельности). Причем надо иметь в виду, что в функции объекта практической деятельности могут выступать не только фрагменты природы, преобразуемые в производстве, но и люди, «свойства» которых меняются, совершенствуются, развиваются. Поэтому человек может выступать и как субъект и как объект практического действия. Взятая в качестве общественно-исторического процесса, практика предстает как единство предметно-материального изменения общественных отношений, в процессе которого происходит развитие самого человека как субъекта практики.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...