Философия эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей, Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла)
Материалы / Философия как особый тип мировоззрения / Философия эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей, Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла)
Страница 1

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI в. по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере. На первый взгляд происходит возвращение к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику.

Философское мышление можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура не бог, а Человек - центр всего мира. Общество не продукт божьей воли, а результат деятельности людей.

Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу. Он может все. Эпоха В. характеризуется новым уровнем самосознания Ч: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными качествами Ч. В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение, прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, Джордано Бруно, Коперник, Галилей…

Николай Кузанский (

1401-1464) – представитель раннего Возрождения. Будучи папским кардиналом, он развил интересную теорию предельного перехода, которую проиллюстрировал математическими примерами. Часть окружности (дуга) при увеличении ее радиуса максимально приближается к ее касательной (прямой) и, наконец, совпадает с ней; две стороны треугольника при уменьшении угла между ними объединяются в одну прямую и т.д. Во вселенском масштабе абсолютным пределом всего является Бог, в нем максимум и минимум сливаются воедино. Фактически Кузанский приходит к пантеизму

– учению, отождествляющему Бога с мировым целым. Позитивное значение в философии Кузанского состоит в его попытке судить о мире на основе принципа посюсторонности, причем опираясь на вроде бы очевидные истины математики.

Оформлению пантеистической натурфилософии во многом способствовало знакомство Дж. Бруно

с воззрениями Николая Кузанского: Бруно усматривал цели философии в познании не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах». Разделяя космологическую теорию Н. Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Бруно развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Основной единицей сущего является монада, в деятельности которой оказываются слиянными телесное и духовное, объект и субъект. Высшую субстанцию составляет «монада монад», или Бог. Как целое она проявляется во всем единичном по принципу «все во всем».

Согласно учению Коперника

, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Как и Николай Кузанский, Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее «подобной бесконечности», одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.

Мировоззрение людей эпохи В. носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в нем истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Философы эпохи В. верили в бога, признавали его первотворцом мира и человека. Сотворив Мир и человека Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять свою судьбу.

Эпоха Возрождения отличается не только культурным развитием стран Западной и Центральной Европы, но и идейным и политическим развитием. Наиболее примечательна в этот период деятельность двух так называемых "социалистов-утопистов": Томаса Мора

(1478-1535) и Томмазо Кампанеллы

(1568-1639). Они являются предшественниками научного социализма и их работы похожи между собой. Они оба, но каждый по-своему, пытались создать общество, в котором люди равны между собой, отсутствует частная и даже личная собственность, труд - обязанность всех, а распределение происходит по потребности.

Лютер

(1483-1546). Требование дешевой церкви, отрицание обрядовости, отрицание института папства. Личный успех, эффективность труда стали показателем богоугодности и мерой силы веры. «Получить меньшую прибыль при возможности получить больше - грех».

Макиавелли

«Государь»: неравенство - явление врожденное. Качества, необходимые политикам: лев (сила, добродушие, храбрость), лиса (хитрость, изворотливость). Поведение людей определяется страхом и любовью.

Философы-гуманисты, в большинстве своем отнюдь не посягая еще на самые основы религиозности, вместе с тем решительно выдвигали на первый план человека с его многообразными телесными и духовными потребностями. С течением времени, по мере успехов производственной деятельности и развития естественнонаучной мысли (особенно к концу ХVI - началу ХVII в.), идеал царства человека на земле приобретал и научно-техническую конкретизацию.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах: классический марксизм, нашедший отражение в труд ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...