Проблемы сознания в истории философииМатериалы / Философия как особый тип мировоззрения / Проблемы сознания в истории философииСтраница 1
Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. Теории происхождения сознания:
1.
Религиозная (сознание дано человеку Богом, господствовала в средневековье)
2.
Космическое происхождение (Соловьев, Даниил Андреев: неделимые монады – носители разума, а это – тончайшая энергия материи.)
3.
Биологическая (присуща всей живой природе)
4.
Гилозоизм (сознание присуще всему живому и неживому, Дидро)
5.
Философские концепции:Античная философия.
В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. А.Ф. указала на особенность сознания: направленность сознания на объект (Платон, Аристотель). Разум – был представлен как вещь, разум и сознание существуют независимо друг от друга. Когда они встречаются, получается знание. А.Ф. не рассматривала способность человека рефлексировать (смотреть на самого себя).
Вульгарно-материалистическое (
и крайняя ее разновидность физикализм)-
сводят сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые его представители Фогт, Молешотт указывают на сознание: как на подобие печень выделяет желчь, так мозг выделяет сознание) в конечном счете характер окружающего мира оказывается определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу. Успехи в моделировании искусственного интеллекта, успехи в генетике, воздействие фармакологии на мыслительные способности человека, связь типа мышления с полушариями мозга стали аргументами физикалистов. Их свойство– редукционизм.
Сознание идеально.
Понятие идеального соотносят с духовными монадами. Понятие идеального используется для характеристики специфического бытия объекта, в первую очередь - чтобы отличить мысль об объекте от самого объекта.
Три точки зрения на природу идеального:
1.
Природу идеального ищут на стороне субъекта (Дубровин) – идеальное – внутренний духовный мир человека.
2.
Природу идеального ищут на стороне практики (Ильенков) – идеальное – объективированные мыслительные формы- как схема предметно–практической деятельности.
3.
Природу идеального ищут на стороне объекта (Лившиц) – идеальное–объективный эталон- образец, каким должен быть предмет либо явление (перепев с философией Платона).
Необходимо синтезировать эти три позиции. Поскольку сознание – есть свойство материи, отраженный мир, то возникает вопрос – как этот мир существует в сознании? А.Г. Спиркин определяет сознание как идеальное отражение действительности превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни. Сознание – субъективный образ мира, соответствующий характеру и содержанию деятельности субъекта. Образ предмета – это идеальная форма бытия предмета «в голове» человека. В идеальной форме предмет лишается своего материального субстрата (носителя). Эта форма, которая заменяет любой материальный субстрат сохраняет свойства, качества, сущность вещей и их связи.
Объективный идеализм:
сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей, информационным полем). С.- мировой разум, не зависит от материи и мозга, вечно и первично. Рерих «Живая этика»: нельзя ограничить мысль сферою земной. Талбот: Вселенная - гигантский разум, мышление - результат взаимодействия полей. Субъективный идеализм:
С. Духовный мир человека, первично. Солипсизм: материальный мир - порождение сознания.
Философско-реалистическое (диалектический материализм)
направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы:
1.
Внешний предметный и духовный мир; природное, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных образов.
2.
Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы познавательной деятельности. Это позволяет отдельному человеку смотреть на мир глазами общества.
3.
Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Человек и при отсутствии внешних взаимодействий способен переосмысливать прошлое, строить планы и т.д.
4.
Мозг как макроструктурная природная система, обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организации материи, осуществлении общих функций сознания. Установлено, что биохимическое состояние мозга влияет на сознание.
Таким образом, источником индивидуального сознания является не сами по себе идеи (как у объективных идеалистов) и не сам по себе мозг (как у вульгарных материалистов), а реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга в системе надличностных форм сознания.
Смотрите также
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...
Глобальные проблемы современности
Под
глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных
противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и
страны. Глобальные проблем ...