Аксиологические проблемы наукиМатериалы / Философия науки / Аксиологические проблемы наукиСтраница 1
Аксиологический лик философии связан с необходимостью осмысления субъектного отношения философа к познаваемой реальности. Человек не только познает систему «Универсум – Человек», Но и оценивает состояние и выражает свое отношение к познанному.
Напрасно аксиологию (теорию ценностей, теорию оценок) связывают с XIX или XX веком. Объективно оценочное отношение к миру, к человеку, проблема ценностей и т.д. представлены на всем протяжении существования философии.
Аксиологический аспект философии понятийно представлен такими субъектно-оценочными категориями позиций философа, как партийность, идейность, убеждение, оценка, значимость, знание, отношение, народность, классовость, идеализм, материализм, агностицизм, субъективизм, объективизм, волюнтаризм, фатализм, эклектика, релятивизм и пр.
Все эти и иные понятия имеют отношение не к объективной реальности, не к наличной данности, а к отношению авторов концепций к фиксируемым, познанным, наблюдаемым свойствам, процессам, явлениям. Иначе говоря, философ не только познает мир, но и оценивает его. И не только философ, ибо любое философское отношение к миру, к универсуму, к человеку предполагает не только констатацию наличного, но и оценку его, выражение субъективного отношения к значимости данного наличного для индивида, рода человеческого, социальной группы.Философия представляет собой не только систему знаний, но и систему оценок. С понятием «концепция» мы связываем это единство, что дает право философию уже на этом уровне рассмотрения называть концептуальным мироосвоением, в отличие от других типов мироосвоения.
Аксиологический аспект философии развертывается в учении об оценочной деятельности.
Оценочная деятельность, как и познавательная, имеет две цели: непосредственную, прямую, аналитическую – выражение отношения к значимости явления и его свойств; опосредованную, косвенную, репрезентативную, нормативную – призыв к другим отнестись к объекту аналогичным образом: «я полагаю, что мир познаваем, призываю вас к нему так и относиться», «я полагаю, что человек бессмертен, призываю вас из этого и исходить» и т.д.
Исходным для аксиологического анализа является понятие ценности. Ценность – это объективная характеристика явления, а не оценка явления субъектом. Введение понятий «положительная ценность» и «отрицательная ценность» некорректно, потому что уже в природе понятия «ценность» заложена ее позитивность, положительность. Не может быть отрицательных ценностей.
Методологический просчет заключается в том, что не вводится базисное, родовое понятие для ценности и неценности (антиценности). Это понятие – «значимость».
Первый уровень поляризации отношения любого явления к человеку – это поляризация на «безразличное», индифферентное и «значимое». Второй шаг: поляризация значимости на позитивную, положительную (ценность) и негативную, отрицательную (антиценность). И это отношение объективное: объективная положительная или отрицательная значимость явления для человека, для меры человека, человеческого рода и т.п.
Субъективное отношение человека к этому объективному отношению может быть адекватным (положительная оценка положительного) и неадекватным (отрицательная оценка положительного) с четырьмя возможными вариантами:
1. положительная оценка положительного,
2. положительная оценка отрицательного,
3. отрицательная оценка положительного,
4. отрицательная оценка отрицательного.
Адекватная аксиологическая позиция представлена в пунктах 1 и 4, а неадекватная в пунктах 2 и 3. Все это может быть формализовано до уровня представлений типов оценочных отношений субъектов.
Смотрите также
Философия марксизма
Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в
современную эпоху неоднозначную оценку, представлена в различных вариантах:
классический марксизм, нашедший отражение в труд ...
Наука в контексте культуры
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте,
До сущности протекших дней,
До их причины.
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схват ...
Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая
личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом)
времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с
другими людьми и творче ...