Философия Древней Индии и Китая
Материалы / История философии как науки / Философия Древней Индии и Китая
Страница 1

Древнеиндийские религиозно-философские воззрения выражены в ведах – сборниках гимнов и брахманах – руководствах по осуществлению ритуалов (XII-X в.в. до н.э.) «Ригведа», «Шаанатхабрахмана» и т.д. Эти тексты представляют собой не монолитную систему взглядов и идей, а различные мысли и взгляды на мир и человека. Ведическим религиозно-философским текстам присущи антропоморфизм, стремление найти некий общий принцип, который руководит ходом человеческой жизни, может объяснить процессы и явления окружающего мира. Этот универсальный космический порядок, принцип «рта» властвует над всем сущим, ему подчинены даже божества.

Рта - безличный принцип, но иногда его носителем выступает поместивший солнце на небо бог Варуна. А когда-то было некое аморфное единое положившее начало миру- небу и земле, дню и ночи, смерти и бессмертию. В позднейших текстах ведического периода «Упанишадах» духовная сущность человека, душа (атман) отождествляется с универсальным принципом мира (брахма). Круговорот жизни, бесконечная цепь перерождений (сансара) и связанный с этим закон воздаяния (карма), представленные в данных учениях и текстах связаны, судя по всему, с наблюдением за цикличностью природных изменений и попытками их столкновения. Человек, совершавший благие поступки, живший морально, обретает возможность родиться представителем высших варн. Здесь налицо попытка этического обоснования социальных различий, имущественного неравенства.

Путь к вечному блаженству человека пролегает через осознание тождества души и мирового духа – атмана и брахмы, когда прекращается бесконечная череда перерождений в материальном мире и преодолевается влияние кармы. Это отразилось и в «Законах Ману» - сборниках, которые определяют жизнь человека, его деятельность. В этот же период возникает и такое течение как джайнизм. Его приверженцы говорили о двух субстанциях – дживе (душе) и адживе (не-душе, неживом), – а также совершенном и несовершенном как формах бытия дживы. Согласно воззрениям джайнистов, человек с помощью своей духовной сути способен управлять своей материальной сутью, контролировать ее. Для джайнизма бог представляет собой не творца мира, вмешивающегося в человеческие дела, а всего лишь душу, которая когда-то жила в человеческом теле, но потом высвободилась из кармы и череды перерождений. В этике джайнизма выражены такие черты как непричинение вреда живым существами и презрение к мирскому богатству. Джайнизм представляет карму с воздаянием каждому по делам и помыслам его как некую основу нравственной законосообразности всего существующего.

В отличие от джайнизма такое течение как локаята и его разновидность – чарвака (имя Чарвака носил некогда и основатель локаяты) явили собой материалистическую философию. В буквальном смысле «лока» - это люди, признающие только чувственно-воспринимаемый мир. Они отрицали существование какой-либо высшей силы и загробной жизни, считали, что весь мир состоит из материальных элементов. Человеческая жизнь должна быть обращена к земным удовольствиям, чувственным радостям, приятные стороны жизни могут уравновесить зло и страдание. В древнекитайской философии центральное место занимает даосизм. Внимание в нем сосредоточено на природе, космосе и человеке, но постижение их осуществляется не рациональным путем, а путем прямого интуитивного проникновения в природу существования. По даосизму цель мышления в слиянии человека с природой, поскольку и человек есть часть природного целого. Смысл жизни человека можно определить как недеяние «у вэй» – следование естественности, так как дело Дао изменить невозможно, о нем можно только знать, слиться с ним, следовать ему. В даосизме человек сливается с природой, хотя «у вэй» – это не пассивное созерцание, а действие, но осуществляемое в соответствии с космическим порядком. Движущийся, изменяющийся, развивающийся мир есть причина самого себя, неким корнем его является вселенский закон, своего рода путь, которым все идет – Дао. Дао существует независимо от воли и сознания людей, и человек не в силах ему противостоять. «Человек следует Земле. Земля следует Небу. Небо следует Дао, а Дао следует самому себе или естественности». В мире сосуществуют и сталкиваются диалектические противоположности «инь» к «ян», которые имеют место в каждом явлении, процессе и выступают причиной из изменений и движения. Так происходит развитие вещей и мира в целом.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Наука в контексте культуры
  Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте, До сущности протекших дней, До их причины. До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схват ...

Глобальные проблемы современности
Под глобальными проблемами человечества понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Глобальные проблем ...

Духовно экзистенциальное и духовно культурное время и пространство
Человеческая личность существует в особом духовно-экзистенциальном (или биографическом) времени — времени ее уникальных поступков и внутренних размышлений, общения с другими людьми и творче ...